Концепция современной промышленной политики рф. Промышленная политика российской федерации Основные направления промышленной политики

  • Цели экономической политики государства и ее приоритеты
  • 5. Основные направления экономической политики государства в условиях рынка
  • 6. Противоречия рыночного механизма хозяйствования и необходимость гос вмешательства в эконом процессы
  • 7. Кейнсианский анализ причин нестабильности рыночной экономики, его инструментарий и рекомендации
  • 8. Монетаристская концепция государственного воздействия на экономику
  • 9. Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления
  • 10. Налог. Политика как метод формир-ия бюджетных доходов и метод стимулирующего воздействия на экономику
  • 11. Гос долг и его влияние на экономические процессы
  • 12. Проблемы и последствия бюджетно-финансовой политики в современной России
  • 13. Сущность денежно-кредитной политики, ее цели и инструменты
  • 5) Прямые методы регулирования
  • 14. Различие кейнсианского и монетаристского подходов в механизме кредитно-денежной политики. Эффективность денежно-кредитной политики
  • 15. Политика финансовой стабилизации в рф. Гос. Долг рф
  • 16. Гос. Регулирование банковской деятельности
  • 17. Объективные основы прогнозирования и планирования в условиях рынка. Границы и возможности гос. Прогнозирования и планирования
  • 18. Принципы прогнозирования развития национальной, региональной и муниципальной экономики
  • 19. Органы государственного управления прогнозированием и планированием: Опыт сша, стран ес, Японии
  • 20. Структура гос. Сектора. Гос. Собственность, ее субъектно-объектная хар-ка
  • 21. Управление государственным имуществом в России
  • 22. Приватизация как инструмент государственного регулирования в рыночной экономике
  • 23. Приватизация как элемент институциональной политики государства в период рыночных реформ
  • 24. Эволюция форм собственности в России. Особенности российской приватизации
  • 25. Роль государства в регулировании монопольных процессов и развитии конкуренции
  • 26. Зарубежный опыт антимонопольной деятельности. Формы стимулирования развития конкурентной среды. 2 модели антимонопольного регулирования:
  • 27. Основные методы работы органов государственного управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рф
  • 28. Приоритетные направления государственной научно-технической политики России
  • 29.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне
  • 30. Преодоление кризиса промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий
  • 31. Инвестиционная политика в рф. Особенности регулирования инвестиц. Процессов на региональном уровне
  • 32. Гос.Регулирование доходов населения. Сохранение гос.Гарантий населению
  • 33. Пенсионная система рф
  • 34. Гос регулирование рынка рабочей силы. Место и роль служб занятости населения
  • 35. Реформирование жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения
  • 36. Основные принципы и цели региональной экономической политики
  • 37. Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в рф
  • 38. Выравнивание условий соц-эк развития региона. Механизм реализации региональн. Политики государства
    1. 29.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне

    В промышленности выделяют около двух десятков подотраслей - электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая промышленность, производство строительных материалов и др.

    Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

    Промышленная политика – это комплекс действий государства, направленных на изменение структуры экономики за счет создания благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств.

    Промышленная политика фокусируется на преодоление рыночных недостатков. Одним из основных ее признаков является ограниченность того или иного ресурса. В целях ослабления зависимости нац. экономики от ограниченного ресурса и проводится промышленная политика. Ограниченность ресурсов может быть абсолютной (отсутствие разработанных месторождений сырья или их истощение), а также относительной (высокие затраты и, как следствие, цены).

    Первым важным компонентом промышленной политики является четкое определение стратегии и, в соответствии с этим, перспективных отраслей. После этого происходит «заполнение» данного сегмента национальными частными компаниями, обязательным условием существования которых становится жесткая конкурентная борьба (что значительно повышает эффективность и создает базу для повышения экспортного потенциала).

    Осн. принцип, в соответствии с которым выбираются перспективн. отрасли – «принцип сравнительных преимуществ».

    В соответствии с общепризнанным правилом - страна не может поддерживать конкурентоспособность одновременно по многим направлениям. Вторым важным элементом промышленной политики является сворачивание структурно-депрессивных отраслей и, в некоторых случаях, замещение их импортом. Сворачивание отсталых отраслей также создает дополнительный ресурс для развития перспективных отраслей.

    Третьим важным элементом промышленной политики является выбор стратегического рынка: внутренний или внешний. Рынок не только является побуждением для проведения промышленной политики, но и определяет ее приоритеты. Известны два варианта промышленной политики: импортозамещающий и экспортоориентированный.

    Одним из определяющих показателей эффективности промышленной политики является платежный баланс. Это не просто расчетный, денежный показатель, прежде всего, это показатель, позволяющий определить национальную стратегию - какие отрасли развивать или даже создавать заново, а какие постепенно выводить из производства, как неэффективные с точки зрения показателей конкурентоспособности или целесообразности их существования в условиях международного разделения труда.

    Задачи:

    Обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности производства в промышленном комплексе.

    Обеспечение реализации целей экономической политики, структурные перестройки экономики и перехода к инновационному типу развития.

    Рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

    Обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от внешних источников.

    Повышение инвестиционной привлекательности определенных сфер, которые могут дать значительный эффект в смежных отраслях.

    Решение социальных проблем.

    Техническое перевооружение отраслей.

    Вхождение в мировой экономич.процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта росс-х производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабат-х отраслей пром-ти.

    Рационализация размещения производства по территории России;

    Обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности, энергетики, химической, металлургической промышленности.

    "

    Промышленная политика определяется как комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счет повышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния граждан.

    Актуализация промышленной политики и острая необходимость в ее скорейшей разработке и практической реализации обусловлены следующими обстоятельствами:

    стремительно разрушается технологический потенциал страны;

    Технологическое отставание от передовых стран за последние годы приобретает общий характер;

    Технологическое отставание, достигшее критического предела, грозит утратой самой способности к созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции;

    Мировому уровню соответствует лишь четвертая часть всех технологий, многие из которых никак не преобразуются в конкурентные преимущества на стадии промышленного производства.

    Мировой опыт свидетельствует о том, что основными принципами разработки и реализации промышленной политики, обеспечивающей повышение национальной конкурентоспособности на основных направлениях социально-экономического развития современных обществ и государств, являются:

    Формирование промышленной политики как важнейшей составной части общенациональной стратегии с активным равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса, научных и общественных организаций;

    Переход от сложившейся отраслевой промышленной политики к политике концентрации национальных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний;

    Смена приоритетов в выборе объектов промышленной политики в соответствии с общемировой тенденцией, возрастание значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью при снижении роли традиционных ресурсоемких отраслей промышленности;

    Создание условий перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста.

    Современные экономические теории выделяют две базовые концепции государственной промышленной политики:

    Жесткая государственная промышленная политика с безусловным преобладанием методов прямого бюджетного субсидирования отраслей промышленности или отдельных амбициозных проектов на основе волевых, административных рычагов; эта модель применялась, как правило, на ранних стадиях индустриального развития;

    Современная национальная промышленная политика с безусловным преобладанием методов косвенного (финансово-экономического) стимулирования выпуска конкурентоспособных продукции и услуг.



    Системообразующей целью промышленной политики в условиях вхождения России в мировое рыночное пространство является повышение национальной конкурентоспособности (т.е. способности производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с другими странами), соблюдение международных стандартов и расширение доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках как основного источника повышения благосостояния граждан страны при непрерывном росте их жизненного уровня.

    Основной задачей государства в этой сфере является создание целостной системы обеспечения развития наукоемкого производства России. Речь идет не о поддержке отраслей или подотраслей по канонам плановой экономики, а о поддержке отдельных производств и технологий, определяющих возможности технологических прорывов и значимых для мировой экономики.

    Исходя из данных предпосылок основные задачи промышленной политики можно сформулировать следующим образом:

    Стимулирование научно-технического прогресса;

    Проведение структурной реформы научно-промышленной сферы;

    Создание институциональных основ и инфраструктуры экономики знаний, обеспечивающих практическое освоение научных достижений;

    Формирование стимулов для инвестирования в новые знания и новые технологии;

    Накопление, развитие и эффективное использование интеллектуального (человеческого и структурного) капитала новой экономики;

    Направление инвестиционных потоков в интеллектуальный капитал;



    Приоритетное развитие сферы образования;

    Перераспределение части доходов традиционных секторов экономики для решения задач научно-технического прогресса;

    Информатизация общества и проведение на этой основе реформы управления.

    Экспортоориентированная модель. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, “внутренних” отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

    Успешными примерами проведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, “азиатские тигры” (Малайзия, Таиланд, Сингапур) , в последнее время Китай.

    В то же время есть и негативные примеры – Венесуэла, Мексика.

    Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция). Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.

    Такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР. Также, под воздействием различных объективных экономических, геополитических и институциональных факторов, проводимая после распада СССР и до сегодняшнего дня промышленная политика России носит ярко выраженный импортозамещающий характер.

    Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность). В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.

    Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

    Глава 2. Политика поддержки конкуренции

    Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

    По степени развития конкуренции выделяется четыре основных типа рынка:

    Рынок совершенной конкуренции,

    Рынок несовершенной конкуренции который, в свою очередь подразделяется на:

    Монополистическую конкуренцию,

    Олигополию,

    Монополию.

    Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ (статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ), далее - Закон о конкуренции на товарных рынках; *О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ), далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках; "О рекламе" (от 18 июля 1995 г.); "О естественных монополиях" (от 17 августа 1995 г.); "О защите прав потребителей" (в редакции от 9 января 1996 г.); а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

    Основным методом конкурентной (антимонопольной) политики является обеспечение равных условий конкуренции, что создает стимулы для инвестиций и нововведений в различных формах (продуктовых, технологических, организационных и др.). Действительно, в качестве рабочего можно принять следующее определение: конкурентной называется политика, направленная на поддержание и/или создание ситуации конкуренции на рынках посредством установления и обеспечения соблюдения правил, запрещающих (в том числе по определению или в зависимости от соотношения выгод и издержек) отдельные способы поведения на рынке. В отличие от других видов экономической политики запрещение конкретных способов поведения на рынке связывается с их отрицательным влиянием на условия конкуренции между участниками.

    Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о конкуренции на товарных рынках.

    Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.

    Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести не о защите конкуренции, а о ее воссоздании. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство. Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

    Выделяемые компоненты конкурентной политики – антимонопольное регулирование и конкурентная политика в дерегулируемых отраслях естественных монополий, - тесно связаны с выводами экономической теории монополии и естественной монополией.

    Необходимо отметить, что по мере развития представлений о конкуренции условия антимонопольного регулирования в значительной степени осложняются. Противодействие созданию крупных продавцов и контроль над их поведением – гораздо более простая задача, чем содействие динамической конкуренции, обеспечение равного доступа участников рынка к ресурсам и т.д.

    Стремление ограничить сферу естественной монополии является концептуальной основой политики отделения естественно-монопольного компонента отрасли от потенциально конкурентного. Вместе с тем после такого разделения роль конкурентной политики в отношении естественно-монопольного компонента резко возрастает, поскольку контролирующая его компания обладает существенными возможностями искажать условия конкуренции в смежных секторах.

    Глава 3. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции

    В последние годы в России активизировалась дискуссия о роли и месте промышленной и конкурентной политики. Существует мнение, что промышленная политика необходима для ускорения темпов экономического роста, в то время как антимонопольная политика выполняет в современной российской экономике деструктивную роль, создавая дополнительные и ненужные ограничения. Есть и противоположная точка зрения: антимонопольная политика нужна для выравнивания условий конкуренции и создания тем самым стимулов для инвестирования, в то время как промышленная политика, предоставляя участникам рынка дополнительные преимущества по сравнению с их конкурентами, одновременно лишает их заинтересованности в повышении эффективности производства. Эти крайности основываются на представлении о противоречивости и взаимоисключаемости промышленной и конкурентной политики. Настоящая статья посвящена обсуждению проблем взаимодействия этих двух направлений экономической политики, в том числе возможного их одновременного применения в современной России.

    Любой вид экономической политики, представляя собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом (субъектами) в отношении некоторого набора объектов с определенной целью, предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил действующими лицами (хозяйствующими субъектами). С этой точки зрения любое направление экономической политики всегда связано с созданием и изменением институтов. Установленные правила позволяют определить права и соответственно создать стимулы для экономических агентов. Стимулы непосредственным образом влияют на решения, формируют поведение экономических агентов и в конечном счете определяют получаемые результаты (с позиции распределения и эффективности использования ресурсов).

    Многоаспектность экономических обменов обусловливает множество направлений и форм воздействия государства на способы использования ресурсов, темпы экономического развития. Существование различных направлений и видов экономической политики выдвигает на первый план вопрос об их согласованности. Так называемая неоклассическая парадигма (во всяком случае, ее традиционная версия) рассматривает эти два направления экономической политики как взаимоисключающие. Однако как современный экономический анализ, так и мировая практика государственного регулирования подводят к другому выводу: достижение целей устойчивого экономического роста, основанного на нововведениях, как правило, невозможно без использования обеих форм экономической политики и соответствующих им инструментов.

    Промышленная политика и конкурентная политика имеют общую цель - обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения, если исходить из допущения о том, что государство стремится к максимизации общественной полезности. Различие между промышленной и конкурентной политикой кроется в средствах, используемых для ускорения темпов и повышения устойчивости экономического развития. Основным методом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченному числу агентов национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций. С этой точки зрения комплекс мер, направленных на изъятие части рентного дохода из добывающих отраслей посредством налогообложения и на распределение их через бюджет в другие отрасли экономики на основе того или иного критерия (например, принадлежность к "новой экономике"), может рассматриваться как пример промышленной политики.

    Выбор в пользу подобной промышленной политики или отказ от нее - одна из главных проблем для российского правительства. Альтернативой активной промышленной политике в форме перераспределения рентных доходов является развитие финансовой инфраструктуры экономики и улучшение инвестиционного климата, повышающее привлекательность обрабатывающих отраслей промышленности(Строго говоря, возможен и третий вариант, когда посредством диверсификации (в том числе конгломератной) интегрированные бизнес-группы самостоятельно перераспределяют ресурсы из добывающих отраслей в обрабатывающие. Однако необходимо учитывать, что следование данному пути достаточно быстро обнаружит пределы возможностей, прежде всего связанные с риском потери контроля и резкого снижения эффективности в рамках этих бизнес-групп. Оба варианта сопряжены со специфическими проблемами и рисками и характеризуются различной эффективностью в зависимости от временного горизонта. Перераспределение ресурсов из добывающих отраслей в обрабатывающие может послужить основой для резкого ускорения экономического роста, но одновременно связано с рисками, характерными для активной промышленной политики в целом (некоторые из этих рисков будут подробнее охарактеризованы ниже). Кроме того, такая стратегия может служить базой экономического роста исключительно в краткосрочном периоде. Иными словами, волевое перераспределение ресурсов из одной в отрасли в другую не гарантирует устойчивости экономического роста, поскольку само по себе не создает дополнительных стимулов для инвестиций. В свою очередь, акцент на последовательном развитии финансовой инфраструктуры и совершенствовании инвестиционного климата сопряжен с меньшими рисками и характеризуется большей эффективностью в долгосрочном периоде, однако такая стратегия не может обеспечить радикального ускорения темпов экономического роста.

    Сравнив методы промышленной и конкурентной политики, рассмотрим те механизмы, на которые они опираются. Промышленная политика относится к активному (по определению) виду экономической политики, конкурентная - является по преимуществу пассивной (защитной). Механизмом влияния промышленной политики на экономический рост служит повышение конкурентоспособности национальных производителей по сравнению с конкурентами из других стран. Механизм конкурентной политики состоит в предотвращении возникновения неоправданных конкурентных преимуществ (обычно ассоциируемых со злоупотреблением доминирующим положением, ограничивающим конкуренцию соглашениями и недобросовестной конкуренцией) отдельных компаний на внутреннем рынке. Противодействовать появлению неоправданных конкурентных преимуществ отдельных групп специальных интересов конкурентная политика в силу специфики используемых ею инструментов способна в меньшей степени, за исключением отдельных случаев, когда, например, группа влияния является единственной компанией, занимающей в данной отрасли (на рынке) доминирующее положение.

    В этой связи важно отметить, что реализация целей конкурентной политики может и способствовать, и препятствовать достижению целей промышленной политики. Примером положительного влияния может служить широкомасштабная программа реструктуризации отраслей естественных монополий. Конкурентная политика, например, в телекоммуникационной отрасли дает возможность войти на рынки информационных технологий большому числу новых участников. Их вход сопровождается бурным развитием важнейшего компонента инфраструктуры экономики - систем связи и передачи информации, позволяющих значительно снизить трансакционные издержки в рамках различных форм координации действий экономических агентов. Конкуренция сопровождается активным внедрением инноваций, ростом предложения новых услуг, повышением качества традиционных услуг связи, появлением новых видов бизнеса. Таким образом, успешная реализация конкурентной политики создает условия для ускорения развития отраслей "новой экономики", что выступает важнейшим ориентиром промышленной политики многих стран мира, в том числе и России.

    Таким образом, промышленная политика и конкурентная политика могут обусловливать одни и те же результаты. Различие тех механизмов, которые используют эти два вида политики, позволяет рассматривать их в качестве взаимодополняющих рычагов влияния на экономическую ситуацию, доступных государству.

    Вместе с тем подавление конкурентной политики на национальных рынках при помощи промышленной имеет место исключительно в том случае, если вторая служит инструментом реализации интересов специальных групп. Цели и методы, используемые в промышленной политике, могут создавать дополнительные преимущества одним участникам рынка и подрывать стимулы к инвестированию у других. Примеры обратного - подавления промышленной политики со стороны конкурентной – неизвестны. Промышленная политика доминирует над конкурентной в том случае, если вся система институтов в экономике подчиняется соображениям обеспечения максимально благоприятного положения тех отраслей (реже - отдельных компаний), которые рассматриваются в качестве "локомотивов" экономического роста.

    Нетрудно заметить, что выбору между конкурентной и промышленной политикой на внутреннем рынке исторически соответствовал выбор между фритредерством и протекционизмом в международной торговле. На протяжении последних двухсот лет страны с высокой конкурентоспособностью выпускаемой национальными производителями продукции выступали за свободную торговлю на мировом рынке и одновременно активно защищали конкуренцию на внутреннем рынке. Напротив, страны с относительно низкой конкурентоспособностью продукции сочетали приоритет промышленной политики и внешнеторговые инструменты защиты национальных производителен.

    Государственная промышленная политика является одной из наиболее дискутируемых концепций в отечественной экономической литературе. Дискуссии ведутся как по поводу содержанию понятия промышленная политика, так и по направлениям реализации промышленной политики в России.

    Термин «промышленная политика» вошел в российскую экономическую литературу в начале 1990-х годов и был заимствован из западной экономической литературы, оригинальным названием является «industrial policy». Заимствование концепции промышленной политики разрозненными специалистами привело к тому, что в отечественной литературе появились различные трактовки содержания промышленной политики.

    В отечественной литературе наряду с термином «промышленная политика» используется также термин «структурная политика», оставшийся с времен государственно-плановой концепции, зачастую этим двум терминам придается синонимичное значение. В западной же литературе под структурной политикой понимаются институциональные преобразования, такие как приватизация, реформа монополий, содействие развитию малого и среднего предпринимательства и др.

    Эволюция взглядов и необходимость единой терминологии привели к следующей трактовке промышленной политики.

    Промышленная политика определяется как комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и производств.

    Другое определение промышленной политики дано Л.И. Абалкиным.

    Промышленная политика – это система мер, направленных на прогрессивные изменения в структуре промышленного производства в соответствии с выбранными национальными целями и приоритетами. Центральным вопросом и предметом промышленной политики являются межотраслевые пропорции и структурные сдвиги в промышленности, а не вопросы развития промышленности вообще и, скажем, внутриотраслевой конкуренции.

    Наконец, определение промышленной политики, данное специалистами МЭРТ РФ, промышленная политика – это комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика является необходимым дополнением к структурной политике, направленной на рост общественного благосостояния. При выработке промышленной политики важным является определение целей и приоритетов, устанавливаемых исходя из стратегических ориентиров производственной и коммерческой деятельности экономических субъектов и социальной деятельности государства.


    Как следует из данных определений, проведение промышленной политики предполагает наличие четких государственных приоритетов в отношении отраслей национальной экономики. Целью промышленной политики является изменение сложившейся отраслевой структуры национальной экономики, увеличение доли приоритетных отраслей в созданном национальном продукте.

    Промышленная политика преследует иные цели, чем отраслевая. Если отраслевая политика преследует цель повышения народнохозяйственной эффективности отрасли и реализуется преимущественно через краткосрочные меры, то промышленная политика преследует цель повышения эффективности национальной экономики в целом, устраняя межотраслевые проблемы и обеспечивая прогрессивные изменения в структуре производства общественного продукта, что требует долгосрочного горизонта принятия решений.

    В числе основных инструментов промышленной политики государства можно выделить следующие:

    1) инструменты бюджетной политики: предоставление различного рода дотаций и кредитов из средств государственного бюджета, осуществление государственной инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики с целью развития производственной базы, инфраструктурных объектов, формирования полюсов роста и т.д.

    2) инструменты налоговой политики: введение различного режима налогообложения в зависимости от отрасли, предоставление льгот по налогообложению в приоритетных отраслях, ускоренный порядок амортизации. Применение различного режима налогообложения в разных отраслях и регионах может оказывать значительную стимулирующую функцию, изменяя издержки и отраслевую рентабельность производства, что, в свою очередь, оказывает влияние на отраслевую структуру инвестиций в основной капитал, перенаправляя инвестиции в приоритетные отрасли национальной экономики и увеличивая их конкурентоспособность.

    3) инструменты денежно-кредитной политики, направленные на регулирование уровня монетизации экономики, объемов сбережений и кредитования в национальной экономике, а также на валютный курс национальной валюты: учетная ставка, операции на открытом рынке, норма обязательного резервирования.

    4) инструменты институциональной политики: совершенствование отношений собственности; стимулирование перехода предприятий на более эффективные формы организации бизнеса; смена отношений собственности приватизация и национализация; лицензирование; законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов, рыночной инфраструктуры.

    5) инструменты внешнеэкономической политики: стимулирование экспорта (экспортные кредиты и гарантии, таможенные и налоговые льготы, субсидии), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях и заключение таможенных союзов.

    6) инструменты инвестиционной политики: создание благоприятного инвестиционного климата и содействие привлечению инвестиций в те отрасли, развитие которых является приоритетным для государства;

    7) подготовка и переподготовка специалистов для приоритетных отраслей.

    Таким образом, осуществление промышленной политики предполагает значительное вмешательство государства в функционирование экономической системы. Отсюда возникает вопрос об оправданности ее проведения, особенно в рамках господствующей в настоящее время либерально-рыночной экономической концепции (неоклассической теории) и оценке ее эффективности.

    В рамках неоклассической теории промышленная политика рассматривается как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее эффективному (оптимальному) распределению ресурсов. Согласно этой точки зрения, государство не в состоянии определить истинные точки роста, поэтому любые приоритеты государства в отношении секторов и отраслей будут вести к снижению общей экономической эффективности.

    В соответствии с либерально-рыночной концепцией можно привести следующие основные аргументы против проведения промышленной политики.

    1. Промышленная политика искажает рыночные сигналы и, соответственно, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, что ведет к появлению более существенных дисбалансов.

    2. Возможность установления государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может привести к лоббированию и коррупции, в результате чего приоритеты получат неэффективные отрасли.

    3. Государство не может безошибочно определить приоритеты промышленной политики на долгосрочной перспективе. Опыт большинства стран показывает неэффективность инструментов промышленной политики в долгосрочном плане.

    4. Структура современной экономики, характеризующаяся преобладанием крупных диверсифицированных компаний, снижает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов.

    Возникает вопрос, что оправдывает государственное вмешательство в естественное развитие национальной экономики.

    Аргументами в пользу промышленной политики являются.

    1. Рынок эффективен только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация крупных структурных дисбалансов требует вмешательства государства.

    2. Рыночные субъекты при принятии решений руководствуются, как правило, краткосрочными целями, что может приводить к отклонению от долгосрочного оптимума.

    3. Действие рыночного механизма может приводить к высоким социальным и политическим издержкам общества.

    4. Зарождающиеся отрасли в период становления могут оказаться неконкурентоспособными из-за неблагоприятных начальных условий.

    Таким образом, возникает вопрос оценки эффективности промышленной политики. В каких условиях она будет способствовать повышению общественного благосостояния, а в каких нет.

    Можно привести следующие основные цели проведения промышленной политики:

    1) обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от внешних факторов;

    2) решение социальных проблем и обеспечение занятости;

    3) обеспечение конкурентных преимуществ отдельных отраслей;

    4) стимулирование инвестиционной активности в целевых отраслях за счет обеспечения благоприятных условий функционирования, особенно в отраслях дающих большой косвенный эффект на развитие национальной экономики; и т.д.

    Промышленная политика, как правило, предполагает создание более благоприятных условий развития приоритетных отраслей и сдерживания роста в некоторых других отраслях народного хозяйства.

    Следовательно, в качестве критерия оценки эффективности промышленной политики можно использовать чистый выигрыш национальной экономики от ускорения темпов развития одних отраслей и замедления темпов развития других. Однако возникают серьезные методические трудности, связанные с измерением данного показателя.

    Таким образом, можно сделать вывод, что проведение промышленной политики оправдано в условиях серьезного структурного дисбаланса экономики, который не может быть ликвидирован только под воздействием рыночного механизма, что обусловливает необходимость государственного вмешательства.

    Можно выделить следующие уровни промышленной политики:

    1. Уровень государственной промышленной политики. На этом уровне происходит формирование и обеспечивается реализация мероприятий по макроструктурным преобразованиям, по созданию благоприятных условий для таких преобразований и по адаптации или нейтрализации их неблагоприятных последствий.

    2. Отраслевой (секторный) уровень промышленной политики определяет конкретные цели и мероприятия государства в отношении определенной отрасли в широком или узком плане.

    3. Региональный уровень промышленной политики определяет цели и мероприятия государства в отношении промышленного развития отдельных регионов.

    В связи с тем, что промышленная политика затрагивает вопросы функционирования всего народного хозяйства, для принятия решений относительно выбора целей и приоритетов промышленной политики необходим тщательный анализ состояния национальной экономики и определение долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства. В этой связи в экономической литературе принято выделять следующие три типа промышленной политики:

    1) внутренне-ориентированная (импортозамещение);

    2) экспортно-ориентированная;

    3) инновационно-ориентированная (как частный случай, ресурсосберегающая).

    Внутренне-ориентированная промышленная политика

    Модель импортозамещения основана на стратегии обеспечения внутреннего спроса за счет развития национального производства. Важной составляющей политики импортозамещения выступает протекционистская политика со стороны государства, поддержание низкого курса национальной валюты и стимулирование производства продукции, замещающей импортные аналоги.

    Основными положительными результатами применения внутренне-ориентированной промышленной политики являются:

    Улучшение структуры платежного баланса;

    Обеспечение занятости и, как следствие, рост внутреннего платежеспособного спроса;

    Уменьшение зависимости экономики от внешнего мира;

    Развитие фондосоздающих отраслей в связи с ростом спроса на здания, сооружения, машины и оборудование.

    Негативные результаты реализации импортозамещения могут быть связаны со следующими процессами:

    Ослабление действия международной конкуренции на внутреннем рынке страны и, как следствие, технологическое отставание национальной экономики от развитых стран;

    Созданию излишне благоприятных условий для внутренних производителей, что, в свою очередь, может привести к ослаблению их конкурентоспособности;

    Неэффективному управлению на микроуровне;

    Насыщение внутреннего рынка менее качественной отечественной продукцией, обусловленное протекционистскими мерами государства, ограничивающими доступ на рынок качественной импортной продукции.

    Примерами реализации внутренне-ориентированной промышленной политики (импортозамещения) являются Индия (1960-1980-е гг.), Франция (1950-1970-е гг.), Япония (после второй мировой войны) и Китай (1970-1980-е гг.), СССР, КНДР.

    Экспортоориентированная промышленная политика

    Главной задачей экспортоориентированной промышленной политики является содействие развитию экспортных отраслей, продукция которых является конкурентоспособной на международном рынке. В числе инструментов, используемых государством при реализации данного типа промышленной политики можно выделить:

    Установление налоговых и таможенных льгот для предприятий-экспортеров, предоставление им льготных кредитов;

    Проведение политики слабого валютного курса национальной валюты;

    Меры по созданию благоприятных условий для развития экспортоориентированных и смежных с ними отраслей;

    Развитие экспортной инфраструктуры;

    Упрощение таможенного режима.

    Основными достоинствами экспортоориентированной модели являются:

    Усиление интеграционных связей национальной экономики с мировым хозяйством и, соответственно, доступ к технологиям и ресурсам;

    Развитие конкурентоспособных отраслей, что обеспечивает мультипликативный эффект развития народного хозяйства в целом, как по цепочке межотраслевых связей, так и за счет роста платежеспособного спроса со стороны населения, занятого в этих отраслях;

    Приток валютных ресурсов в страну за счет роста экспорта;

    Привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.

    Наиболее успешными примерами реализации экспортоориентированной модели развития являются Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (1960-1980-е гг.), Чили, Китай (1980-1990-е гг.) и Индия (1990-е гг.), в широком понимании промышленной политики (как структурной политики) сюда можно отнести аграрную политику США.

    Вместе с тем есть и неудачные попытки проведения подобной модели промышленной политики. В первую очередь, это Мексика, Венесуэла и ряд других стран Латинской Америки (1980-е гг.).

    Несмотря на значительные выгоды, которые может получить общество от реализации экспортоориентированной промышленной политики, при некоторых условиях она может привести к негативным последствиям.

    Например, в случае, когда экспортоориентированный рост реализуется за счет сырьевого сектора национальной экономики, что может быть продиктовано, например, политическими или финансовыми причинами, могут происходить следующие негативные процессы:

    Углубление сырьевой ориентации экономики;

    Рост коррупции в органах государственного управления, ответственных за регулирование внешнеторговых операций;

    Отток трудовых и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности в добывающую, что негативно сказывается на долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики (например, Венесуэла);

    Снижение инновационной активности, в связи с ослаблением обрабатывающей промышленности («голландская болезнь»);

    Стагнация в обрабатывающей промышленности приводит к необходимости импорта нового оборудования и другой высокотехнологичной продукции из-за рубежа, ставя страну в зависимость от иностранных производителей (подобные процессы в настоящее время происходят в России).

    Необходимо отметить, что экспорт сырья может служить источником экономического роста лишь в краткосрочной перспективе. Долгосрочные перспективы развития национальной экономики при экспортосырьевой ориентации сомнительны.

    Однако негативные последствия реализации экспортоориентированной модели возникают не только в случае ориентации на экспорт сырья, примером может выступать Мексика, где ориентация экономики страны на экспорт продукции высокой степени обработки, предполагала использование при ее производстве значительной доли импортных комплектующих, что поставило экономику данной страны в зависимость от внешних поставщиков. Когда же стоимость рабочей силы в Мексике возросла, продукция, собираемая в Мексике, перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке.

    Практика показывает, что провалы в реализации экспортоориентированной промышленной политики были связаны преимущественно со снижением диверсификации национальной экономики и усиления роли отраслей, зависящих от конъюнктуры мирового рынка, что при ухудшении конъюнктуры на мировом рынке экспортируемой продукции приводило к кризисному состоянию.

    При выборе данного типа промышленной политики необходимо учитывать масштабы страны, уровень научно-технологического развития, обеспеченность производственными ресурсами. В этой связи возникает два вида экспортной ориентации.

    Первый вид обусловлен незначительностью размеров национальной экономики и относительно простой структурой экономики, что приводит к относительной невыгодности развития импортозамещения в силу ограниченного внутреннего спроса. В качестве примера можно привести Сингапур.

    Второй вид вызван наличием у страны значительного конкурентного преимущества перед другими странами. Примером может служить Китайская народная республика, обладающая огромным резервом дешевой рабочей силы, что в условиях насыщенного внутреннего рынка вынуждает искать новые рынки сбыта за рубежом. Вместе с тем преимущественно экстенсивные методы расширения производства значительно снижают возможности развития наукоемкого производства.

    Итак, основные плюсы экспортоориентированной промышленной политики – это международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, углубление интеграции в международное разделение труда. Однако стоит опасаться уменьшения диверсификации экспорта, которое усиливает зависимость национальной экономики от внешней конъюнктуры.

    Инновационно-ориентированная промышленная политика

    Данный тип промышленной политики принципиально отличается от описанных выше. Основной задачей при реализации этой политики является активизация инновационной деятельности и внедрения новых технологий на отечественных предприятиях.

    Учитывая, что инновационная деятельность имеет значительный лаг между вложением средств в инновационный проект и его окупаемостью (период окупаемости) и большой риск невозврата вложений, выгодные с точки зрения общества инвестиционные решения на уровне хозяйствующих субъектов могут приниматься не всегда, так как в их поведении преобладают краткосрочные цели.

    Многочисленными исследователями отмечается, что чем выше уровень конкуренции (меньше уровень концентрации) в отрасли, тем меньше склонность фирм осуществлять вложения в инновационное развитие, а основным источником финансирования инновационной деятельности является экономическая прибыль, получаемая фирмами, обладающими монопольной властью на рынке. Поэтому государство должно стимулировать данный вид деятельности и направлять его в нужное русло особенно в случае отраслей с низким уровнем концентрации.

    Положительными моментами применения инновационной типа развития является:

    Ускорение научно-технического прогресса;

    Увеличение конкурентоспособности продукции на международном и внутреннем рынке;

    Возрастающий спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что стимулирует население получать качественное образование;

    Стабильность платежного баланса и курса национальной валюты, обеспечиваемые высокой конкурентоспособностью продукции.

    Интенсивное развитие фондосоздающих отраслей, главным образом, машиностроения, а также отраслей с высокой степенью обработки продукции, являющихся основой для экономики любой промышленно развитой страны.

    Несмотря на большую привлекательность, инновационно-ориентированная промышленная политика не так часто применялась в мировой практике, это обусловлено рядом трудностей, связанных с ее реализацией:

    1) необходимость привлечения значительных инвестиций в развитие инфраструктуры НИОКР и обновление основных производственных фондов промышленности, что, как правило, требует привлечения значительных внешних заимствований;

    2) финансовая уязвимость национальных предприятий на первоначальном этапе приводит к необходимости применения протекционистских мер и нерыночных методов стимулирования НИОКР, что нередко встречает сопротивление на государственном уровне;

    3) национальные учебные и профессиональные заведения, как правило, оказываются не в состоянии удовлетворить растущую потребность в высококвалифицированной рабочей силе, поэтому реализация данного типа развития должна сопровождаться реализацией различных программ по росту образовательного уровня населения, а также увеличению качества образования.

    Учитывая высокую капиталоемкость модели инновационного модели, она, как правило, применяется селективно в наиболее конкурентоспособных отраслях. Однако общий эффект от применения данной модели распространяется на все отрасли национальной экономики.

    В качестве примеров реализации модели инновационного развития можно привести такие страны, как Япония (1970-1990-е гг.), Южная Корея (1980-1990-е гг.), США, страны Европейского союза.

    Отметим, что применение того или иного типа промышленной политики приводит к перераспределению факторов производства в приоритетные отрасли экономики что сокращает возможности для развития других отраслей. По этой причине примеры применения смешанных типов промышленной политики очень редки.

    Промышленная политика имеет динамический аспект, и после достижения установленных ею целей, ее приоритеты должны корректироваться в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования и сложившейся структурой экономики. По этой причине практически в любой развитой стране реализовывались в том или ином виде все три выделенных типа промышленной политики.

    На основе анализа мирового опыта проведения структурных преобразований можно выделить следующую оптимальную для общества стратегию реализации промышленной политики.

    Поэтому необходимо учитывать динамический характер промышленной политики – со временем необходимость стимулирования развития выбранных отраслей пропадает, возникает необходимость стимулирования других отраслей.

    В зависимости от выбранной стратегии промышленной политики должна определяться отраслевая политика государства в каждой конкретной отрасли промышленности.

    Государственная промышленная политика - это программа действий государства по развитию промышленности, а сегодня уже не столько промышленности, но и реального сектора экономики в целом. Все развитые страны мира имеют свои традиции промышленной политики 5, с.104.

    В России промышленная политика имеет свою историю. В советское время она прошла этап жесткого централизованного директивного управления. Сегодня Россия - страна с рыночной экономикой, и это навсегда.

    По поводу сущности промышленной политики выделяют два подхода.

    Один - радикально-либеральный - заключается в том, что никакой промышленной политики как таковой в национальной экономике быть не должно. Это крайняя позиция. Она вряд ли выглядит убедительно, хотя бы потому, что сами механизмы и институты рыночной экономики в российском случае далеко еще не идеальны.

    Второй подход тяготеет к традициям огосударствленной экономики, ведомственного администрирования, исключительно бюджетного дотационного механизма. Очевидно, что такой подход также далек от требований жизни .

    В новой промышленной политике российское правительство не использует никаких инструментов, которыми не пользовались бы и другие развитые страны, либеральность экономики которых не подвергается сомнению.

    Главная цель российской промышленной политики - это достижение Россией высокого уровня национальной конкурентоспособности. Чтобы достичь этого, необходимо развивать промышленную политику используя:

    • - стратегический подход, примером которого может служить развитие трубопроводной инфраструктуры;
    • - консолидацию активов в ключевых отраслях;
    • - государственно-частное партнерство;
    • - локализацию производства;
    • - принцип «трех X»: инвестиции, инновации, интеграция .

    Промышленная политика призвана решить следующие основные группы проблем:

    • 1) крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансово, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского;
    • 2) ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства;
    • 3) структурные диспропорции в экономике.

    Промышленная политика решает двойственную задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. А с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны .

    Можно выделить три основных направления промышленной политики:

    • 1. Инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности.
    • 2. Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.
    • 3. Инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры.

    В целом цели и ценности промышленной политики, которые считаем наиболее важными и связанными с реальными вызовами российской действительности, могли бы выглядеть следующим образом:

    • 1. Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизмов государственного правового и экономического регулирования промышленного развития.
    • 2. Создание общественно-государственного механизма формирования и реализации промышленной политики, включая систему государственных органов, функций и инструментов, законодательно определенный равноправный диалог бизнеса и власти.
    • 3. Стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, подготовки кадров 15, с.88.
    • 4. Переход к регионально-зонированному подходу стимулирования промышленного развития, учитывающему большие размеры и климатические особенности страны.
    • 5. Государственная поддержка российского экспорта, изменение структуры экспорта в сторону продукции высокой нормы передела.
    • 6. Поддержка наукоемкой промышленности.
    • 7. Поддержка модернизации основных средств в переходный период.
    • 8. Стимулирование внутреннего спроса, импортзамещения, лизинга, в том числе государственного оборудования .

    Промышленная политика - это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

    В данной концепции промышленной политики ее объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель). Этот подход отличается от традиционного понимания промышленной политики, в соответствии с которым ее объектом обычно считаются крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации или отрасли, обычно состоящие из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены - развитие новых производственных технологий, финансовых инструментов, организационных структур, глобализация производства, торговли и финансов, повышение роли знаний, информации и технологии в производственных процессах и др. - все это делает традиционное представление об объекте промышленной политики ограниченным и неадекватным.

    Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа - абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами. Промышленная политика - атрибут именно государства современного типа и в как таковая не свойственна иным типам политической организации (таким, как племена, феодальные иерархии, доиндустриальные империи, «несостоявшиеся государства» 14, с.80.

    Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

    Направления промышленной политики, имеющие долгосрочный характер:

    1. Освобождение вновь создаваемых производственных предприятий от ценового и антимонопольного регулирования («все новое свободно»)

    2. Освобождение государства от производственных активов.

    3. Переход от регулирования в парадигме «естественных монополий» к регулированию в парадигме «ключевой инфраструктуры».

    4. Отмена лицензирования и замена его системами технического регулирования и страхования.

    5. Переход от парадигмы налогообложения добычи полезных ископаемых к парадигме управления государственным имуществом.

    6. Изменения в налоговой системе.

    Меры краткосрочного характера:

    1. Совершенствование антимонопольного регулирования.

    2. Реформа отраслей ключевой инфраструктуры.

    3. Наука и высшее образование.

    4. Оборотно-промышленный сектор.

    5. Действия, предпринимаемые для реализации краткосрочных и долгосрочных мер промышленной политики.

    6. Поддержка отечественного производителя на международных рынках преимущественно через поддержку экспорта.

    9.Место России на мировом энергетическом рынке.
    Российская Федерация - одна из ведущих держав в мировой системе торговли энергоресурсами. Особенно прочны позиции России на мировом рынке углеводородов.

    Россия традиционно лидирует по объемам добычи сырой нефти, обеспечивая более 12% мировой нефтеторговли. Более 80% российской нефтедобычи предназначено для экспорта в страны Европы, где доля России превышает 30% . Для российских нефтепродуктов главным направлением экспорта также являются рынки стран Европы.

    Россия, безусловно, лидирует в мире по запасам природного газа, в российских недрах находятся более 23% мировых запасов этого сырья. Столь же, безусловно, лидерство России и по объемам ежегодной газодобычи, которая обеспечивает четверть объёмов мировой торговли этим энергоносителем, что позволяет российским компаниям господствовать как на европейском рынке природного газа, так и на рынках СНГ. В газопотреблении стран Европы на российский природный газ приходится около 30%. Обладание уникальной газотранспортной системой обеспечивает России решающую роль в обеспечении поставок в Европу и СНГ центрально-азиатского газа.

    Российской Федерации принадлежит также второе место в мире по запасам каменного угля, которые составляют почти пятую часть мировых запасов. Это позволяет России, добывая 5% угля в мире, обеспечивать около 12 % мирового оборота энергетических углей.

    Российская атомная энергетика обеспечивает 45% рынка обогащения урана, 15% рынка переработки ядерного топлива, 5% рынка атомной электрогенерации, 15% рынка атомного реакторостроения в мире, и обеспечивает 8% мировой добычи природного урана.

    Разработанная правительством России и принятая в 2003 г. Энергетическая Стратегия на период до 2020 г. определила ключевые задачи энергетического сектора России и пути их достижения. Однако она исходила всё же из благоприятного сценария развития мирового энергетического рынка, не учитывала существенные факторы, породившие кризис 2008-2009 гг. Поэтому, на её основе в 2009 г. была разработана Энергетическая Стратегия - 2030, учитывающая новые вызовы энергетической безопасности России.

    Основные факторы, определяющие основы внешней энергетической политики России и ее положение на мировых энергетических рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу, связаны с особенностями нынешнего периода развития мировых рынков энергоресурсов. Они характеризуются, в первую очередь, процессами их реструктуризации, что сопровождается обострением конкуренции, порождённой ростом удельного веса развивающихся стран, как в добыче, так и в потреблении энергоносителей. При этом наблюдается существенный рост рисков, связанных с непрогнозируемостью перспектив развития мировых рынков.

    10.Концепции модернизации и реиндустриализации РФ. В чем различие инновационного развития и модернизации отечественной экономики?

    Тут довольно много, НО! я нашла в "Известиях" его же статью именно на эту тему)) как-то сокращать-не поймёшь что, так что кидаю целиком, интересно почитать, причём его же слова))

    Константин Симонов

    Долгое время казалось, что споры о модернизации-инноватизации являются скорее филологическим дискурсом. Ан нет - вдруг выяснилось, что это жесткая дилемма, и нужно срочно определиться, что же первично, а что вторично. Точнее, уже вроде как определились - модернизация, и точка. Потому что инновации нам не по зубам и не по карману.

    Для запутавшихся в терминах можно сделать небольшое отступление. Модернизация - это скорее апгрейд существующего. Инноватизация же - это изобретение того, что решительно меняет нашу жизнь. Новая модель телефона - модернизация. Переход от стационарного телефона к сотовому - инновация.

    Идея догоняющей модернизации и реиндустриализации совершенно не нова. И на самом деле трудно спорить, что все это важно для страны. Все логично. Стране нужна мощная промышленность, нам нужно по возможности получать уже существующие в других странах технологии. Обидно наблюдать, что мы так и не научились производить у себя самых элементарных вещей - хотя бы ручек или стаканчиков для воды.

    Но речь идет о другом. Совершенно неясно, почему модернизация должна отменять инновации. Если мы ограничимся модернизацией, то в лучшем случае добьемся того, что "большие" страны, так и быть, перенесут в Россию сборку старых телевизоров или автомобилей. Если это предел наших мечтаний, то мы заранее выглядим обреченными. Если мы не верим, что способны к полетам на другие планеты на космическом корабле с двигателем на ядерном топливе, то заранее согласимся с биркой страны "третьего мира", достойной только привинчивать мелкие детали к велосипедам.

    Весьма любопытно, почему модернизация - задача более простого порядка, чем инноватизация, - до сих пор не решена в нашей стране. В этом плане примечательно, что против инноваций решительно выступил крупный бизнес. Во?первых, он словно забыл о том, что деиндустриализация страны - во многом его заслуга. Он довольно активно представлен в важных отраслях промышленности - машиностроении, связи и телекоммуникациях, сырьевом комплексе. И где же эта модернизация? Почему же она до сих пор не проведена? Видимо, гораздо более рентабельными оказались "отжатие" полубесплатной советской собственности и "распилы" государственных бюджетов вместе с вороватыми чиновниками. Модернизация - это во многом задача бизнеса, который почему-то хочет переложить ее на плечи государства.

    Во-вторых, мы где-то читали, что именно предприниматели - передовой отряд общества. Что бизнесмен - это первопроходец, идущий на риск, открывающий новые горизонты. И на тебе - такое пораженчество и пассивность. Это пугает. Наш бизнес огламурился, ему кажутся не по силам серьезные задачи. Он привык сидеть в VIP-ложе в Ванкувере, обняв одной рукой Чебурашку, а другой - модную певичку, и рассуждать: "Пропала Россия, кругом коррупция, бюрократия, нет, мы обречены сидеть в пещере!" У офшорных котов словно потухли глаза. Если наш бизнес полностью утратил свою пассионарность, то это весьма печальный факт.

    Ведь совершенно очевидно, что ставка на догоняющую модернизацию - это губительный путь в никуда. Потому что проблема нашей экономики - не отсутствие денег. А потухшие глаза. Неверие в успех. Задача той же российской Кремниевой долины - не только создание новых технологий. Но и пробуждение у молодежи веры в собственные силы, лечение психологической травмы обреченности. Люди должны видеть, что государство готово создать все условия для работы людей, способных на интеллектуальные прорывы. Потому что если мы будем догонять все время, то так и останемся лузерами.

    Во время одной из трансляций с болезненной для нас последней Олимпиады я услышал совершенно убившую меня фразу: "Российский спортсмен - явный фаворит в борьбе за десятое место". Вот к этому и приведет нас чувство обреченности - к вечной борьбе за 10?е место.

    Ограничиться игрой в догонялки с другими странами в производстве легковых машин или телевизоров бессмысленно. Имитирующие инновации, или, называя вещи своими именами, копирование чужих наработок, нам не помогут. Нужно обгонять другие страны на тех направлениях, где они в силу тех или иных причин пробуксовывают в развитии. Это вопрос не просто технологий. Это вопрос инноваторского драйва, задора, который просто необходим нам сейчас. Если мы сидим в пещере и думаем, что самое лучшее, что нас ждет,?- это нанесение веселеньких рисунков на стены или ее новая подсветка, то это путь губительный. Все же есть надежда, что часть крупного бизнеса это понимает - хотя бы если посмотреть, кто в итоге возглавил непосредственное создание российской Кремниевой долины.

    11. инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических,технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей по обеспечению восприятия и реализации новшеств. Министр энергетики РФ Шматко в 2011 в своем выступлении обратил внимание на то, что сегодня перед топливно-энергетическим комплексом стоят задачи качественного прорыва, повышения эффективности производства. Сегодня, чтобы соответствовать современным требованиям и успешно работать в условиях конкурентного рынка, компаниям ТЭК необходимо инвестировать в собственное развитие. Работа над инновационными проектами не должна оставаться исключительно в рамках корпоративных бюджетов, поскольку это ограничит доступ к инновациям.

    Создание устойчивой национальной инновационной системы электроэнергетической отрасли в Российской Федерации предопределяется Энергетической стратегией России на период до 2030 года. Достижение этой стратегической цели неразрывно связано с решением ряда основных проблем, таких как создание прозрачной системы взаимодействия науки и бизнеса; возрождение институтов отраслевой науки; повышение технического уровня предприятий и организаций ТЭК и значительное снижение их зависимости от импортного оборудования.

    В настоящее время инновационному развитию российской энергетики препятствует существующая проблема разрыва связей между сферой научных исследований и разработок и практической деятельностью энергетических компаний. Это является серьезным препятствием, осложняющим переход на новый уровень технологического

    развития отрасли, связанного с повышением уровней надежности, экономичности и безопасности энергетической системы в целом.


    Похожая информация.