Основные направления современного спорта высших достижений. Общие понятия спорта высших достижений Омолаживание спорта высших достижений и форсирование нагрузки

  • Лекция 1. Тема: Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента План:
  • 1. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
  • 2. Ценности физической культуры и процессы, связанные с их приобретением
  • 3. Средства и основные составляющие физической культуры
  • 4. Профессиональная направленность и социальные функции физической культуры
  • 5. Физическая культура в структуре высшего профессионального образования
  • 6. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи
  • 7. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента
  • 8. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие
  • 9. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии
  • 10. Регулирование работоспособности и профилактика утомления у студентов в процессе учебного года
  • Тема 2. Тема: Социально-биологические основы адаптации организма к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания План:
  • 1. Физическая культура как фактор социального развития человека
  • 2. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система
  • 3. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма
  • 4. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека
  • 5. Физическое развитие человека
  • 6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость и адаптационные возможности человека
  • Лекция 3. Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности План:
  • 1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения
  • 3.2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека
  • 3.3. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 3.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни
  • 3.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
  • 3.6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий
  • 3.7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности
  • 3.8. Основы биомеханики естественных локомоций человек
  • Тема 4. Физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе
  • 4.1. Методические принципы и методы физического воспитания
  • 4.2. Основы и этапы обучения движениям
  • 4.3. Физические качества и их развитие в процессе физического воспитания
  • 4.4. Разновидности физической подготовки
  • 4.5. Основные понятия и составляющие системы спортивной подготовки
  • 4.6. Зоны интенсивность и энергозатраты при физических нагрузках
  • 4.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 4.8. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 4.9. Спортивная классификация
  • 4.10. Студенческий спорт
  • 4.11. Индивидуальный выбор студентом видов спорта или системы физических упражнений
  • 4.12. Краткая характеристика основных видов спорта и систем физических упражнений
  • 4.13. Организационно-правовые основы противодействия применению допинга в спорте и профилактика его употребления
  • Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий
  • 5.1. Мотивация выбора и формы организации самостоятельных занятий
  • 5.2. Организационно-методические основы самостоятельных занятий
  • 5.3. Физиологические основы самостоятельных занятий
  • 5.4. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Тема 6 Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов
  • 6.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка как подсистема физического воспитания, ее цели и задачи
  • 6.2. Факторы, определяющие конкретное содержание ппфп студентов
  • 6.3. Организация, формы и средства ппфп в вузе
  • 6.4. Психофизиологическая характеристика профессионального труда студентов
  • 6.5. Содержание и контроль ппфп студентов в процессе их обучения в вузе
  • 6.6. Производственная физическая культура, ее цели, задачи, методические особенности
  • 6.7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • Методико-практический модуль
  • 2.1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда
  • 2.2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте
  • 2.3. Основы методики самомассажа
  • 2.4. Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат
  • 2.5. Методы исследования и оценки уровня здоровья
  • 2.6. Методы исследования и оценки функционального состояния
  • 2.7. Методы регулирования психоэмоционального состояния
  • 2.8. Методы самооценки уровня физической подготовленности
  • 2.9. Методические основы построения учебно-тренировочного занятия, планирования и контроля физических нагрузок
  • 2.10. Методы исследования и оценки физического развития
  • 2.11. Методы самоконтроля состояния здоровья и функциональной подготовленности
  • 2.12. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки
  • Модуль самоконтроля
  • Глоссарий
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 300012, Г. Тула, просп. Ленина, 92
  • 300012, Г. Тула, просп. Ленина, 95
  • 4.8. Массовый спорт и спорт высших достижений

    Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества), которую можно рассматривать, как в широком, так и узком смысле слова.

    В первом варианте спорт представляется соревновательной деятельностью, специальной подготовкой к ней, специфическими отношениями в этой сфере деятельности, взятые в целом.

    Во втором варианте спорт – это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой являются:

      система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям;

      унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;

      регламентация поведения соревнующихся, в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

    Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями заключается в том, что в его основе лежит эффект соперничества. Спорт является средством удовлетворения зрелищных запросов человека, имеет большое агитационное и воспитательное значение, способствует привлечению к занятиям физическими упражнениями.

    В настоящее время спортивное движение разделяют на два основных направления:

      массовый (общедоступный) спорт;

      спорт высших достижений.

    Массовый спорт представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта. Данное спортивное движение способствует укреплению здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышению общей и специальной работоспособности, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активному отдыху, достижению физического совершенства.

    Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

    Массовый спорт включает в себя:

      школьно-студенческий спорт;

      профессионально-прикладной спорт;

      физкультурно-кондиционный спорт;

      оздоровительно-рекреативный спорт.

    Школьно-студенческий спорт ориентирован на формирование базовой физической культуры, достижение и оптимизацию общей физической подготовленности в системе образования – воспитания.

    Профессионально-прикладной спорт выступает в роли средства подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды единоборств в частях спецназа и т.д.).

    Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые участвуют в массовых официальных соревнованиях.

    Оздоровительно-рекреативный спорт представляет собой средство здорового отдыха, восстановления и оздоровления организма, сохранение определенного уровня работоспособности.

    Массовый спорт является фундаментом спорта высших достижений, предопределяя определенную преемственность в отношении средств и методов спортивной подготовки.

    Спорт высших достижений предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

    Спорт высших достижений условно разделяют на три основных направления:

    1. Супердостиженческий (любительский) спорт;

    2. Профессиональный спорт;

    3. Профессионально-коммерческий спорт.

    Представителями супердостиженческого (любительского) спорта , как правило, являются студентами, учащимися, военнослужащими, что дает им право называть себя любителями, хотя их заработки почти сравнялись с доходами спортсменов-профессионалов. Поэтому эта разновидность спорта высших достижений все больше приобретает черты профессионального спорта, особенно в плане физических нагрузок и организации тренировочно-соревновательной деятельности. Спортсмены-«любители» всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования – Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы, России, успешное выступление в которых позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, при переходе в чистые профессионалы, добиться более высокой оплаты.

    В отличие от супердостиженческого любительского спорта, профессионально-коммерческий спорт развивается как по законам бизнеса, так и по закономерностям спортивной подготовки. Система их соревнований заключается в успешных выступлениях в длинной серии стартов с материальным вознаграждением за каждый из них, в соответствии с их спортивным рейтингом. Поэтому, спортсмены-профессионалы постоянно поддерживают высокий, но не максимальный уровень подготовленности длительное время.

    Разновидностями профессионального спорта являются: достиженческо-коммерческий спорт и зрелищно-коммерческий спорт. В рамках достиженческо-коммерческого спорта выступают спортсмены-профессионалы, стремящиеся успешно участвовать как в главных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы), так и в сериях различных кубковых и коммерческих стартов. К представителям зрелищно-коммерческого спорта можно отнести спортсменов-профессионалов, которые стремятся успешно выступить в различных коммерческих соревнованиях по приглашению, а также спортсменов-ветеранов, которые, как правило, специализируются в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены-профессионалы поддерживают достаточно высокий уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, позволяющий демонстрировать высокое спортивное мастерство ради зрителей и высоких гонораров.

    Основное отличие между двумя основными направлениями спортивного движения заключается в том, что в массовом спорте спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности, а в спорте высших достижений спортивная деятельность человека имеет доминирующее значение.

    Спорт - воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимые результаты. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. В новой редакции Закона спорт определяется как сфера социально- культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Отличительной особенностью спорта является наличие к ней подготовки, а основной целью занятий спортом - достижение возможно более высокого результата. Однако попутно достигаются и другие важные социальные цели - укрепление здоровья и физическое совершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание и др.

    Признаки спорта, как части физической культуры следующие:

    • - направленность к высшим достижениям;
    • - специализация по видам спорта;
    • - состязательность;
    • - система подготовки к соревнованиям;
    • - зрелищность.

    Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

    Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

    Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

    Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

    Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства.

    К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

    Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

    Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

    Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

    Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение -- все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

    Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

    Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

    Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

    Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

    Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

    Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

    Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров -- все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

    Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества -- это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

    Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достижений. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми - с привлечением большого количества участников различного возраста и подготовленности.

    Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

    Массовый спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

    Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).

    Профессионально-прикладной спорт выступает как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

    Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

    Оздоровительно-рекреативный спорт - средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

    Целью массового спорта являются: предоставление возможности заниматься спортом всем желающим, привлечение широких масс населения к активным занятиям, активный отдых, снятие нервно-эмоционального напряжения, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение физического совершенства.

    Кроме того, массовый спорт содействует в подготовке будущих специалистов к высокопроизводительному труду и защите Родины, формированию способности использовать различные формы физических упражнений и спорта в личной жизни, в семье, в условиях будущей поизводственной деятельности.

    Цель массового спорта связана с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

    Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Рассмотрим подробнее основные задачи, выполняемые массовым спортом.

    Оздоровительные задачи. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности - важнейшая социальная задача. У человека должно воспитываться ответственное отношение к своему здоровью, осознанное понимание необходимости достаточной двигательной активности в режиме каждого дня.

    Массовый спорт широко используется как средство охраны и укрепления здоровья учащейся молодежи, является действенным средством борьбы с гиподинамией в условиях автоматизации и комплексной механизации современного производства, средством профилактики различных заболеваний.

    Выбирать средства физического воспитания и регулировать физические нагрузки, формы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий следует в соответствии с принципом оздоровительной направленности, поэтому одним из обязательных условий при занятиях массовым спортом является тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.

    Воспитательные задачи. Массовый спорт - действенное средство в формировании личности человека. Он существенно влияет на подготовку человека к высокопроизводительному труду и защите Родины, на повышение умственной работоспособности, воспитание высоких нравственных качеств, развивает у него эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. При этом воздействие массового спота специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами.

    Не менее важно воспитывать у человека естественную потребность в систематических занятиях спотом, в организации здорового образа жизни, что тесно связанно с решением образовательных задач.

    К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

    Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов.

    Образовательные задачи. Для понимания роли физических упражнений и спорта для здоровья и жизни человека необходимы знания в области физиологии, психологии, медицины, теории и методики физического воспитания, организации и поведения оздоровительных, спортивных мероприятий, спортивных соревнований. Важно также чтобы человек овладел практическими умениями и навыками, методикой обучения технике различных физических упражнений и т.п.

    Еще одним очень важным назначением массового спорта является подготовка резерва для спорта высших достижений. Успешное выступление спортсменов на крупных международных соревнованиях во многом зависит от развития массового спорта в стране.

    Следует подчеркнуть, что массовый спорт, сам факт его наличия как массового явления, выступает в качестве фактора развития общекультурного содержания спорта высших достижений, поскольку оно широко пропагандирует идею самоценности человеческой способности, идею, реальность смысла, которой для спортсмена в ходе соревновательной борьбы (особенно в рамках наиболее престижных соревнований) может оказаться в определенных обстоятельствах временно утраченной.

    В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом, поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.

    Также спорт высших достижений по отношению к массовому физкультурному движению выступает в качестве эффективного средства формирования правильной ориентации личности на ценность физической способности человека, а именно, спорт способствует тому, чтобы человек, занимающийся физкультурной деятельностью, не подходил к развитию своих способностей абстрактно как к развитию своих биологических качеств.

    В настоящее время понятие «спорт высших достижений» прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понимается определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные достижения подкрепляются существенными материальными средствами с использованием новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.

    Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.

    Современный спорт высших достижений включает ряд направлений: супердостиженческий (любительский) спорт; профессиональный спорт; профессионально-коммерческий спорт (достиженческо-коммерческий и зрелищно-коммерческий спорт).

    Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

    Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

    Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по закона спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов.

    Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

    Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

    Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

    Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

    Большой спорт содействует тому, чтобы человек в рамках физкультурной деятельности исходно, в самой начальной фазе процесса физического совершенствования, занимал активную жизненную позицию и деятельно укреплял ее. Понятно, что это есть одновременно и фактор усиления социокультурных возможностей деятельности физического развития.

    Министерство общего ипрофессионального образования РФ

    ПермскийГосударственный Технический Университет

    Химико-технологическийфакультет

    кафедра физическоговоспитания

    Реферат за курсфизической подготовки

    Спорт высших достижений

    Выполнил: Митяев А.С.

    Группа: ХТТ – 00-2.

    Проверил: КораблёваО.В.

    />Пермь-2001


    Введение. 3

    Спорт высших достижений. 4

    Спортивная классификация, её структура. 5

    Национальные виды спорта. 6

    Заключение. 7

    Список использованной литературы 8

    Введение.

    Данный реферат целиком посвящён проблемам спорта. Но спортав глобальном смысле слова, а не только внутриуниверситетском. Хотя эта частьзатронута тоже в немалой степени.

    Сейчас, после нескольких кризисов в нашей стране, молодёжьпостепенно возвращается в спорт. Создаются всевозможные секции, которые в своейоснове призваны повысить уровень спортивной подготовки молодёжи. Спорт начинаетстановиться не обязательным предметом в школе, университете. Население Россиипонимает, что как говорится «в здоровом теле здоровый дух» и по примеру В.В.Путина всеми своими массами рвётся на свежий воздух, в горы или же в спорт зална маты. Это не столь уж и важно. Главное, что распространяется физическаякультура.

    На фоне этого подъёма спортивного движения неплохо выглядяти наши спортсмены на всевозможных международных соревнованиях (особенно наОлимпиадах), но в то же время нет ничего выдающегося в этом на фоне заслугбывшего СССР. И, тем не менее, надо стараться к более высоким результатам.

    Но для достижения высоких результатов и поддержания уровнястраны на международной арене, несомненно, нужны свежие силы. А где их взять?Безусловно в студенчестве. И именно о них пойдёт речь в этом реферате.

    Спорт высших достижений.

    Во всём мире существует всего лишь два вида спорта.Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собойставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

    Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизнибесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможностьсовершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплятьздоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоятьнежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритмаинформационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можновывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья,улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.

    Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физическойподготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставитперед собой совершенно иные цели и задачи.

    Главной целью спорта высших достижений является достижениемаксимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивныхсостязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякоевысшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но истановится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейшихмеждународных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укрепленииавторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного втом, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и другихсредств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый,пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят егомиллионы.

    Ещё одной общественной ценностью большого спорта являетсято, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областьюдеятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организмафункционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределоворганизма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческихвозможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможностина достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональныхнавыках, общественной деятельности.

    Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальныесистемы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможныдостижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущихНИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, авторомкоторых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системытренировок легендарного атлета.

    Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основевыявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённомвиде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спортвооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективнымисредствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных,национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развитиямассового спорта и занятий физической культурой

    Спортивная классификация, еёструктура.

    Единая спортивная классификация необходима для того, чтобысравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, таки между различными видами спорта.

    Внутривузовские соревнования по видам спорта:

    Зачётные соревнования на учебных занятиях

    соревнования на первенство учебных групп

    соревнования на первенство курсов

    соревнования на первенство факультетов (или общежитий)

    соревнования на первенство Вуза

    На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования какмассовые кроссы, эстафеты и др. Победители идут на:

    межвузовские соревнования по видам спорта и ли комплексныеспортивные мероприятия:

    товарищеские соревнования между курсами, факультетами,Вузами

    районные, городские соревнования

    областные соревнования

    зональные соревнования (по территориальному иливедомственному признаку)

    Российские студенческие соревнования, участие в составесборных команд в соревнованиях РФ.

    В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуютсясильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельныхкурсов, факультетов, вуза. Цели подобных состязаний весьма разнообразны: отустановления личных контактов до достижения наилучшего спортивного результата всоревнованиях между Вузами, городами, и по России. На уровне отдельных вузов поинициативе ректората и общественных организаций могут быть организованымеждународные спортивные встречи.

    Международные спортивные соревнования студентов

    Товарищеские соревнования между отдельными факультетами илиВузами

    чемпионаты и универсиады Международной федерацииуниверситетского спорта (ФИСУ)

    участие в составе сборных команд России в чемпионатахЕвропы, Мира и Олимпиадах.

    Национальные виды спорта.

    Виды спорта, получившие международное признание, похарактеру деятельности спортсмена условно разделяют на ряд групп: лёгкая итяжёлая атлетика, плавание, гребля, конькобежный и лыжный спорт; спортивныеединоборства - бокс, борьба, фехтование; спортивные игры - футбол, хоккей,баскетбол и др.; виды спорта, использующие специальное оружие для пораженияцели – стрельба пулевая, из лука, на стенде; состязания в мастерстве управлениясредствами передвижения – велосипедом, мотоциклом, яхте и т.д.; игровыеединоборства, построенные на абстрактно-логическом композиционно мышлении человека– шахматы, шашки. Особый вид спорта – конный, основанный на мастерствеуправления и выездки лошади. В настоящее время всё большее распространениеполучают экстримальные виды спорта – горнолыжный спорт, дайвинг, парашютныйспорт, альпинизм, скалолазание и т.д.

    Также виды спорта можно классифицировать по преимущественноразвиваемым у человека качествам: силе, быстроте, выносливости, ловкости,сочетанию разных качеств. Некоторые виды спорта имеют многовековую историю иразвились из самобытных физических упражнений в трудовой и военнойдеятельности. К ним относятся бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля,плавание и др. Часть видов спорта сформировалась и развилась сравнительнонедавно: в середине XIX – начале XXвеков. Сюда можно отнести спортивные игры, гимнастику, современное пятиборье,фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм ит.д. Также на базе развивающейся техники возникли автомобильный, мотоциклетныйи др. виды спорта.

    Заключение.

    В связи с бурным развитием старых и появлением всё новыхвидов спорта на основе НТР и НТП для населения предоставляются всё болееширокие горизонты и возможности для развития своего духа и тела и путёмсамосовершенствования достигнуть высоких результатов и признания. Студентамнадо решить, что им «по душе» и на основе психофизиологического состоянияопределить пути развития и самосовершенствования. Конечно, в курсе школьной иуниверситетской программы физической подготовки просто невозможно обхватить всевиды спорта в силу тех или иных причин, следовательно необходимосовершенствовать и развивать в себе те или иные навыки и не только во времязанятий.

    Список использованной литературы

    Курс лекций по дисциплине «физическая культура» длястудентов фармацевтических вузов г. Пермь 1998.

    Физическая культура студента г. Москва 1999.

    Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории (Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол, в него играют тысячи, а любят его миллионы), а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх. Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой. Победы Российских спортсменов на международней арене, дают людям стимул больше заниматься спортом, отдавать своих детей в спортивные секции, и мечтать о том что их дети достигнут огромных успехов, либо просто укрепят своё здоровье.

    Современная наука о спорте достаточно подробно и серьёзно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экспериментальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идёт на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизичеких возможностей человека. Ради чего? Мотивация такого «самопожертвования» может быть многообразна - от самоутверждения, честолюбия и других высоких порывов до самой тривиальной, обыкновенной меркантильности.

    Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на степень формирования различных психических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в профессиональной деятельности.

    Но факт остаётся фактом, что, например, командные спортивные игры приучают человека соотносить свои действия с действиями коллег по команде, способствуют формированию таких прикладных черт, свойств личности, как коллективизм, коммуникабельность, сознательная дисциплина и т.д.

    Надёжность - одна из важнейших категорий в спорте. Она сложна именно потому, что в ней нет головокружительного взлёта с последующим весьма болезненным падением.

    Мужество всегда эстетично, если в спортивной борьбе возникает гармония силы, разума и чувства.

    Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и др.)

    Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

    Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

    Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

    Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене.

    Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

    Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой



    42. Планирование самостоятельных занятий.
    Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами при консультации преподавателей. В зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в ВУЗе – от выполнения требований и норм комплекса ТТО до выполнения норматива спортивных разрядов.
    Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) – ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отношений и недостатков физического развития. Студенты СМГ при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультироваться и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.
    Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями учебной программы по физическому воспитанию. Одновременно с этими студентам данной категории доступны занятия отдельными видами спорта.
    Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом.
    Студентам первой категории рекомендуется заниматься по программе физического воспитания в ВУЗе.
    Студенты второй категории должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.
    В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

    Нетрадиционные виды спорта

    Одна из тенденций, характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение, – появление новых нетрадиционных видов спорта. Особым фактором при этом выступает включение ряда из них (кёрлинга, бейсбола, пляжного волейбола и других видов спорта) в программу зимних и летних олимпийских игр.



    Развитие нетрадиционных видов спорта предусматривает освоение специальных знаний, необходимых для использования в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. На занятиях используют спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности, для повышения уровня функциональных и двигательных способностей.

    К нетрадиционным видам спорта относятся:

    – восточные единоборства;

    – атлетическая гимнастика;

    – гидроаэробика;

    – стретчинг;

    – шейпинг;

    – велоспорт ВМХ – кроссовый велоспорт;

    – кинологический спорт;

    – натурбан;

    – пляжный волейбол;

    – пейнтбол;

    – роллерспорт и скэйтбординг;

    – сноуборд;

    – танцевальный спорт;

    – флорбол.

    – пауэрлифтинг;

    – стритбол;

    – боулинг;

    – паркур.

    Это только некоторые из нетрадиционных видов спорта. Кратко проанализируем каждый.

    Восточные единоборства – древнейшее направление в нетрадиционных видах спорта, имеющее несколько стилей, начиная от комплекса оздоровительной гимнастики и заканчивая боевым искусством. Во всех восточных единоборствах присутствуют твердые и силовые движения, быстрота реакции, гибкость, реактивные движения.

    Атлетическая гимнастика – гениальное изобретение человечества, как построение человеческого тела, через физические упражнения с отягощениями.

    Гидроаэробика – выполнение физических упражнений в воде, является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности для лиц с различным физическим развитием и практически любого возраста. «Структура занятий, дозировки физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако сопротивление воды усложняет движения, и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы, различных мышечных групп». Систематическое выполнение физических упражнений в воде нормализует деятельность нервной системы, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон.

    Йога – слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония. Упражнения, основанные на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности, – это и есть система йоги. Наиболее важны для понимания на первоначальном этапе освоения йоги основные дыхательные упражнения и философская основа йоги».

    «Стретчинг – растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; все движения должны находиться в определенных пределах индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять «легкий стретчинг»; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не показывается, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнения».

    Шейпинг – эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики.

    Натурбан – скоростной спуск на санях (одноместных – для женщин и мужчин, двухместных – для мужчин) по естественному склону с намораживаемой ледяной трассой.

    Пляжный волейбол – спортивная игра, аналогичная волейболу, осуществляемая на открытой песчаной площадке. Специфическое требование к сооружению – наличие слоя песка толщиной не менее 30 см.

    Пейнтбол – прикладной вид спорта, командная игра, со стрельбой из специальных маркеров пневматического действия, стреляющих желатиновыми шариками с минеральным красителем. При упрощенных правилах игры осуществляется так же, как физкультурно-рекреационное занятие.

    Роллерспорт и скэйтбординг – катание на роликовых коньках и роликовых досках. Сноуборд – скольжение по естественному заснеженному склону на специальной доске (зимний Олимпийский вид спорта). Трассы сноуборда оборудуются на естественных и искусственных склонах. Параметры трасс определяются на основании требований правил соревнований с учетом местных условий.

    Танцевальный спорт – вид спорта, основанный на исполнении определенных Европейских и Латиноамериканских танцев. Владение школой хореографии оценивается при исполнении танцевальными парами фигур, перечень которых определяется для каждого танца и класса спортсменов. Соревнования различных уровней проводятся между спортивными танцевальными парами различных классов по программам Европейских, Латиноамериканских танцев или программе 10 танцев. Тренировки и соревнования осуществляются в танцевальном зале. Соревнования высших уровней осуществляются в демонстрационном зале со стационарными зрительскими местами.

    Флорбол – спортивная игра, аналогичная хоккею, где вместо шайбы используется специальный мяч. Основное место проведения – спортивный зал. В команде играют 5 полевых игроков и вратарь. Рекомендуемый размер игрового поля 40×20 м.

    Пауэрлифтинг – силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Этот вид спорта также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги – которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге, в отличие от бодибилдинга, важны силовые показатели, а не красота тела.

    Боулинг – спортивная игра в шары, которая произошла от игры в кегли. Цель игры – сбить с помощью как можно меньшего количества пускаемых руками шаров кегли, установленные особым образом в конце безбортовой дорожки.

    Паркур – искусство перемещения и преодоления препятствий. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни

    Существуют широко известные традиционные, развивающиеся виды спорта, включенные в рекомендованную общую номенклатуру новых, нетрадиционных и развивающихся видов спорта:

    бильярд – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия;

    водное поло – командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;

    гольф – спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.

    Все перечисленные виды спорта подходят инвалидам с заболеваниями различных органов. Например, лица с поражением опорно-двигательного аппарата занимаются бильярдом, гольфом; лица с поражением слуха – восточными единоборствами, стретчингом, шейпингом, велоспортом, боулингом; лица с поражением зрения – пауэрлифтингом, йогой, гидроаэробикой.