Фотографии зданий и сооружений. Архитектурная фотосъемка. Какой объектив лучше

Архитектурная фотосъёмка, как правило, ставит целью получение документального снимка, создающего необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей. При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора. Архитектурная фотосъёмка может производиться для художественного воспроизведения объекта (архитектурный пейзаж). В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи. Особенности архитектурного стиля могут быть подчёркнуты соответствующим выбором точки съёмки, правильным ракурсом, характером освещения. Следовательно, целью архитектурной съёмки может быть получение фотоснимка как документа или как художественного произведения.

Требования к документальным архитектурным снимкам :

1. должны давать правильное представление о конструкции и пропорциях архитектурного сооружения;

2. вертикальные линии архитектурного сооружения должны быть параллельны друг другу и вертикальным краям (границам) отпечатка;

3. фотосъёмка должна вестись объективом, не искажающим геометрических пропорций объекта (рис. 17.1.);

4. тональное решение снимка должно быть близким к визуальному восприятию.

Особенности художественной съёмки архитектуры :

1. нижняя точка съёмки позволяет создавать привычную для человека перспективу. Средняя точка съёмки для художественно фотографии применяется достаточно редко. Верхняя тоска съёмки позволяет показать пространство;

2. возможно применение ракурсной съёмки для подчеркивания больших или маленьких размеров, возвышения или принижения объекта;

Частичное закрытие одних объектов другими;

Использование способа «кулис» (арки, дверные и оконные проёмы);

5. для выделения неба и облаков можно использовать поляризационный светофильтр, а в черно-бёлой фотографии еще и цветные фильтры;

6. наиболее эффектное освещение в утренние и вечерние часы, когда высота стояния солнца над горизонтом примерно 25-40°;

7. вечером в городе можно использовать «режимное время», когда небо ещё синее, но уличное освещение уже включено;

8. получать снимки архитектурных ансамблей без изображения людей можно следующим образом: применить штатив, задиафрагмировать объектив, при необходимости использовать нейтрально-серый фильтр и длительную выдержку;



9. использование панорамной съемки.


Рис. 17.1 Искажения изображения при фотографировании под углом.

Панорамная фотография - фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической). Планарная панорама - проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение. Цилиндрическая панорама (циклорама) - проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить такую панораму можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного фотоаппарата. Сферическая (кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри).

Фотосъемка архитектуры , зданий, промышленных объектов имеет свои особенности. Во-первых, она находится в сильной зависимости от времени года, времени суток, а также от погодных условий. Выезд на объект может происходит несколько раз с целью определения времени суток, при котором освещение, распределение света и теней на объекте наилучшим образом передает красоту, форму и характер здания. При плохой погоде альтернативой является фотосъемка в «режимное время». При этом уровень освещенности неба и фасада здания выравниваются, а за счет разницы цветовой температуры освещения фасада и неба, небо становится густо синим, даже в пасмурную погоду.


Вторая особенность фотосъемки архитектуры заключается в необходимости применять специальные фотокамеры, которые обладают возможностью исправлять сходящиеся линии зданий, то есть искажения перспективы. При фотосъемке архитектуры на обычную камеру, даже самую совершенную, здание будет выглядеть неестественно, поскольку плоскость пленки не параллельна плоскости здания. Человек видит линии зданий прямыми, потому что человеческий глаз автоматически исправляет перспективу. Поэтому в фотосъемке архитектуры приходиться применять специальные, карданные камеры, у которых есть возможность исправления искажений перспективы (рис. 17.2).

Рис. 17.2. Карданная камера Linhof Kardan GT 4X5

Преимущество карданной камеры в архитектурной фотосъемке по сравнению с обычной состоит в наличие подвижек объективной и пленочной досок, что дает соответственно возможность «выровнять» фотографируемое здание во время фотосъемки. Также в этих камерах реализуется большой формат кадра, что дает возможность распечатывать фотографии с великолепной детализацией и практически любого размера. Слайд даже размера 9х12 см не идет ни в какое сравнение с цифровыми камерами, даже среднеформатными.


Большое значение в фотосъемке архитектуры имеет ракурс и точка съемки. Фотосъемка с нижней точки, с уровня роста человека, призвана показать монументальность здания. В этом случае важно произвести выравнивание здания в кадре во время фотосъемки. Для этого используется либо карданная камера, либо обычная камера с шифт-объективом. Специальные шифт или тилт-шифт объективы (рис. 17.3.), применяются в фотосъемке архитектуры или интерьера с целью выравнивания вертикальных линий на объекте при наклонном положении фотокамеры. Важным свойством этих объективов является контроль глубины резкости объекта фотосъемки. Глубину резкости можно сделать по всему кадру, даже при фотосъемке под углом к объекту, а можно сконцентрировать резкость в одной точке, размыв окружение.

Рис. 17.3. Слева: шифт объектив с максимальным сдвигом 7 мм. Справа: тилт-шифт объектив. Максимальный угол 8°, максимальная подвижка 11 мм

Фотосъемка архитектуры может производиться так же с более высокой точки, с этажа близко стоящего здания и даже с его крыши. Это дает свои преимущества. Перестают «лезть в кадр» припаркованные возле здания автомашины, не закрывают фасад деревья. Фотосъемка с более высокой точки, чем высота объекта съемки, дает возможность расширить перспективу, показать окружение и местонахождение объекта архитектурной фотосъемки в городских условиях или другой местности.

Можно выбрать ракурс фотосъемки, при котором камера выставляется вертикально, а, следовательно, нужда в специальной оптике отпадает.

Фотосъемку архитектуры с фасадом на север, лучше всего производить в режимное время, или же в дневное с применением технологии совмещения кадров. То есть произвести фотосъемку с одной точки, установив камеру на штатив, фокусировку объектива в положение «ручная фокусировка», изменяя выдержку. В результате получаются кадры с нормально экспонированным фасадом и абсолютно белым небом, и нормально экспонированным небом, но темным фасадом. Сложив эти кадры в Photoshop, получают прекрасную фотографию.

Сложность фотосъемки интерьеров связанна с правильным подбором освещения, фотокамеры и объектива, точкой фотосъемки и переднего плана.

Для подсветки, при фотосъемке интерьеров, используются либо источники постоянного света с цветовой температурой 3400°К (галогеновые лампы), либо импульсные осветители с температурой 5400°К. Источники постоянного света с дневной температурой спектра используются редко из-за больших габаритов и относительной дороговизны (исключение – высокобюджетные съемки). Использование галогеновых осветителей очень удобно, наглядно видно, где света достаточно, а где нужно добавить.

Так как фотосъемка интерьера проводится, как правило, в дневное время, окна приобретают голубой оттенок. Если правильно сбалансировано освещение интерьера, то пейзаж за окном не отвлекает внимание от самого интерьера.

Применение импульсных осветителей при фотосъемке интерьеров, позволяет выделить имеющиеся в интерьере бра, люстры, торшеры за счет разницы цветовой температуры.

Если съемка проходит в дневное время, свет за окном будет естественным. Однако сбалансировать свет труднее и это займет гораздо больше времени.

Наиболее интересные кадры при фотосъемке интерьеров можно получить, комбинируя источники освещения.

При съемке интерьера основное требование полная резкость всех планов, поэтому, фотографируя большие помещения, надо правильно определять плоскость наводки и выбирать наиболее рациональную диафрагму.

Проблемы искажения перспективы решаются так же, как и в обычной архитектурной съёмке.

Скоро наступит лето - время отпусков и бесконечных поездок! Люди колесят по стране или по миру, и что говорить, с каждым днем города становятся больше, лучше и красивее!

Архитектура - это лицо города. А, как известно, у каждого лица своя форма, своя геометрия.

Древняя архитектура завораживает, современная - поражает! Что не здание, то шедевр!

Как правильно фотографировать архитектуру? Об этом вам расскажет Фото Идея!

Архитектура на фотографии значит очень многое: это объект фотографии, фон, дополнительный элемент.

Фотографировать часто приходиться "на фоне стены этого дома", "на фоне этого небоскреба", или "Вот тут! Очень красивое здание!". А порой смотришь на привычное здание, видишь его каждый день, а сегодня в такую погоду перед вами шедевр архитектуры!

Но фотографировать здание нужно уметь: неважно обычный это дом или храм, которому уже тысяча лет.

Существует изначально несколько принципов съемки архитектуры:

1. Классическая съемка! При постройке здания, четко соблюдается геометрия. Это классика. Никто по диагонали или под углом 37 градусов ничего строить не будет! Проследите за тем, чтобы вертикали зданий были ровными!

2. Линия горизонта. Определитесь с композицией, в голове у вас должна быть четко нарисована картина, что вы хотите показать на фотографии (разницы нет: фотографируете вы снизу или с крыши).

3. Точка съемки фотографии: Очень важно определить для себя, с какой стороны Вы собираетесь фотографировать здание и при каком освещении.

Освещение - очень важный пункт при съемке архитектуры:

Погода. Лучше всего фотографировать в облачную, пасмурную погоду. Это идеальные условия! Создается мягкое рассеянное освещение. А белые пятна облаков часто включают в композиции снимка. Фотография получится загадочная, интересная.

Снимать в мороз не стоит, хотя бы потому что мерзнет техника.

В дождь фотографировать нежелательно, однако в дождливую погоду получаются снимки с драматическим "характером". В таком случае используйте длинную выдержку.

Яркое солнце - тоже не приветствуется. Вы потеряете образ,объем, детали. В итога получится графика.

Тени. Играют двоякую роль. С одной стороны, тень показывает нам объемность всего здания, подчеркивает рельефные рисунки и декор, если таковые имеются. Однако, если тень получится слишком глубокой и будет сильно затемнять участки, на которые она попадает, то снимок потеряет весь смысл. А здание потеряет изящные детали и всю свою красоту.

Конечно, если вам нужно показать на снимке только абрис, то тени вам не понадобятся вовсе.

Время суток. Во-первых, выбор времени скажется на режиме фотоаппарата, в котором вы будете работать.

Сумерки и закат - идеальное время, если Вы хотите получить снимок "со смыслом", который будет побуждать зрителя задуматься.

Снимки, сделанные утром или днем, будут нести собой "прямой" смысл. На таких снимках главную роль будет играть сам сюжет, композиция.

Не забываем о том, что большое значение имеет то, как построено здание и когда построено. Например, современное стеклянное здание лучше фотографировать в ясную погоду, днем или с утра. А храм, который был построен в 10 веке будет лучше смотреться на закате. Христианскую церковь принято фотографировать в лучах восходящего солнца, например.

Фотографии архитектуры имеют уникальное свойство - они все разные. Даже если 10 фотографов будут снимать одно здание с одной точки, фотографии будут друг от друга отличаться. Зависит это от самого фотографа (например рост), во всем остальном - дело техники: опеределение фокуса (окно на третьем этаже или окно на последнем этаже), оптика, фильтры, используется штатив или нет и т.д.

Культура различных народов и стран выражена в архитектуре и предметах искусства их городов. Тысячи лет строители, архитекторы и художники создавали неповторимый образ каждого из городов. Передать их старания в фотографии - вот тема этого урока.

Съёмка достопримечательностей и архитектуры

Город - единое образование, включающее в себя архитектуру улиц, памятники, храмы, парки, набережные, людей и животных. Конечно же, каждый город, а особенно города с богатым
историческим прошлым, имеют собственный уникальный характер и определенную «мелодию». Для городов Востока характерен один ритм, для маленьких европейских городков - другой, для
огромных мегаполисов - третий… На самом деле, люди и постройки являют собой единый живой организм, ну а чтобы получить хорошие «городские фотографии», в первую очередь нужно поймать Настроение Города.

Кому-то проще разглядеть что-то интересное в незнакомом месте, едва бросив чемодан в отеле, а кому-то нужно присматриваться к жизни мегаполиса или маленького городка в течение какого-то - возможно, длительного - времени.

Конечно, сначала желательно познакомиться с тем местом, куда вы едете, заочно. Для этого, кроме получения общей информации о тех местах, вы можете заранее посмотреть фотографии города и определиться с «точками», которые могли бы быть вам интересны. Это не значит, будто нужно «калькировать» чьи-то фото, но все же не стоит забывать: в большинстве городов есть достопримечательности - и существуют их традиционные выгодные ракурсы, которые обходить вниманием, конечно, незачем.

Обязательно нужно учитывать климатические особенности, так как, например, во многих городах Азии днем может быть очень жарко и пыльно, к тому же, на улицах может собираться такое количество народа, что съемку это очень осложнит. Как правило, лучше всего о местных особенностях рассказано в путеводителях для вольных путешественников (Lonely Planet и другие подобные издания).

Свет

Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии - свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь там в нестандартное время.

По личному опыту знаю: лучшее время для городской съемки, особенно в Азии, - самое раннее утро. Мало того, что освещение в режимное время (за некоторое время до восхода солнца и пару часов после него) само по себе интересно - в это время, как правило, на городских улицах очень мало людей, то есть пространство в вашем полном распоряжении! Даже если днем вас ждет адская жара, утром на улицах обычно достаточно прохладно; лишь редкие люди заняты своими делами. В Европе жители не всегда хорошо реагируют на съемку, поэтому и вы не будете мешать им, и они вам. Хотя, нельзя не заметить, присутствие небольшого количества людей в кадре очень оживляет снимок: речь об «истории», уникальности момента…

Также одной из самых интересных по освещению вариантов городской съемки является съемка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены, поэтому представляют собой ночью совершенно другое зрелище, нежели днем. Лучшее время здесь наступает в тот момент, когда уже включают подсветку, но ночь еще не окончательно «снизошла» на город.

В Азии ночи очень темные и начинаются довольно рано. Основные же достопримечательности обычно не подсвечены, так что съемка имеет определенные особенности - вечером лучше переключиться на съемку подсвеченных деталей.

Нередко с наступлением темноты в городах - например, в Катманду - в многочисленных мелких лавочках или мастерских включается тусклый свет. Несмотря на отсутствие полноценного вечернего освещения, город превращается в своеобразную «Сказку 1001 ночи» - куда ни кинь взгляд, везде, в маленьких арочках, магазинчиках, уличных кафе происходит какая-то жизнь, выглядящая очень притягательно: она словно бы «высвечивается» из темноты небольшими лампами…

Но, надо сказать, для такой съемки нужен светосильный телеобъектив и современная камера, позволяющая снимать на высокой чувствительности (ISO), дабы получить достаточно короткую выдержку (во избежание смазов) для двигающихся объектов в тусклом свете.

Днем, при ярком солнечном свете, хорошо смотрятся на фото современные офисные здания. Контрастный солнечный свет лишь подчеркивает резкие грани современного дизайна. Если здание стеклянное, то в его многочисленных окнах могут отражаться весьма интересные сюжеты.

В это время также можно сделать интересные фотографии внутри, в интерьерах храмов либо других старых зданий, где через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи.

Конечно же, интересны для городской съемки и необычные погодные явления - например, полнолуние, предгрозовое небо, предрассветная дымка или густой туман, которые могут сделать необычными фотографии самых исхоженных туристических мест.

Что касается технической стороны городской съемки, то, поскольку контраст при съемке, как правило, высок, нужно ставить экспозицию по важным деталям, на которые вы и делаете акцент. При необходимости передать детали объекта в тенях экспозиция устанавливается по теневым участкам. Следите при этом за возможным выбитым в свете (передержанными участками). Возможно, они появятся, но если будут невелики и не в основных сюжетных линиях, то это не так и страшно.

Правило третей

Для уравновешенной композиции городского пейзажа, как и в обычном пейзаже, используйте выдержку, относящуюся к правилу «золотого сечения» – «правилу третей», размещая важные композиционные элементы в узлах пересечения линий, прочерченных на расстоянии трети от краев кадра.

Использование штатива и подручных средств

Для съемки в режимное время и для ночной съемки вам обязательно потребуется штатив. Необходимость носить его с собой, конечно, несколько усложняет перемещения по городу, но избавляет от вероятных смазов на длинной выдержке. Кстати, если ваш объектив оборудован стабилизатором, то лучше при съемке со штатива его вообще выключить, так как помочь он вам в таком типе съемки не сможет, а вот помешать - легко…

Со штативом длина выдержки может вас практически не заботить (в городе обычно достаточно 30 секунд для ночной съемки: специального пульта не нужно) - можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14: источники света на фотографии превратятся в маленькие звездочки с лучами.

Также на длинной выдержке съемка дорожного движения даст следы красивых треков от фар машин. Для использования такого приема точку съемки лучше выбрать повыше.

Со штатива вы можете получить также очень интересные фотографии, снимая фонтаны. Если выдержка будет короткой, капли воды заморозятся; если же длинной (2-3 секунды), фонтан превратится в длинные матовые струи. Фонтаны бывают очень красиво подсвечены по вечерам - здесь штатив вам, скорее всего, тоже понадобится. Попробуйте поэкспериментировать, снимая фонтан целиком, отдельно, а также его детали.

При съемке со штатива всегда надевайте на объектив бленду, чтобы не ловить так называемых «зайцев»: это боковые засветки от других источников света, которых в городе обычно немало. Как и при ночной съемке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер, иначе движение пальца на кнопке спуска затвора смажет изображение.

Иногда автофокус камеры не может сфокусироваться на нужной вам точке. Тогда либо переключите камеру в ручной режим фокусировки и наведите резкость вручную, либо подсветите объект фонарем, чтобы помочь сфокусироваться автофокусу. Если света для съемки с рук маловато, а штатива у вас с собой нет, используйте подручные средства: можно поставить фотоаппарат на забор, прислонить к стволу дерева или ограде набережной; неплохим импровизированным штативом может послужить мешочек с крупой.

При съемке интерьера в темных зданиях без штатива (таких, как этот буддийский монастырь, например) можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съемки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например, бленду с объектива и подложив ее под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съемке.Неплохим вариантом при съемке в темном помещении без штатива будет прием снимать сериями - несколько кадров из длинной серии вполне могут оказаться резкими.

Фрагменты архитектуры

Съемка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры - они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам: нужно превратиться в своеобразный радар, так как некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съемки.

Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах - и даже элементы городских коммуникаций! Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.

Интересно смотрится сочетание старого и нового - например, отражение изображения старой церкви в стеклянных стенах офисного здания.

Иногда выразительный фрагмент здания может сказать о нем больше, чем общий план. В старинных зданиях, например, часто встречаются интересные элементы резьбы по камню или небольшие скульптуры на фасадах. Кроме наблюдательности, очень важным окажется умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное.

Хотя, конечно, для полноты фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны как фрагменты, так и общие планы.

Снимая фрагменты, закройте диафрагму, чтобы получить большую глубину резкости.

Ритмический рисунок кадра

Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съемке прием. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в каком-либо здании, элементы решеток, храмовые арки, деревья, столбы или машины на стоянке (ну и тени от них).

Лучше всего для фотографирования ритмических рисунков подойдет телеобъектив - учитывая его способность «сжимать» расстояние. При этом графический ритм хорошо подчеркивается при съемке не в фас, а сбоку. Такие фото очень интересно смотрятся в черно-белом варианте.

Экскурсии Фотографируя на экскурсиях, можно сделать немало любопытных фотографий. Правда, в такой съемке есть и не слишком приятный момент: поскольку вы на ней, скорее всего, не один (двое - практически идеальный вариант), то вам будут мешать другие члены группы. Избежать этого можно, если немного обогнать гида и занять лучшую точку первым. Либо наоборот: подождать, пока основная часть группы сфотографирует то, что хотела и пройдет дальше.

Не стоит злоупотреблять снимками типа «Я и фонтан», «Я и храм», «Я и статуя»: снимки эти, как правило, окажутся у большей части вашей группы… да и какую смысловую нагрузку они несут? Показать, что вы действительно там были? Или цель - непременно выложить фото в социальную сеть? Если уж вам так хочется сфотографироваться на красивом фоне в интересном месте, сделайте несколько таких фотографий, но не превращайте это в скучную бесконечную серию. Помните: основная цель художественной фотографии (если вы хотите получить действительно художественное фото) - сделать фотографии, интересные не только вам или тем, кто вас знает, а заинтересовать тех, кто совсем не знает предыстории, которая связывает вас с этим местом.

Если же ваша цель - показать на фото то, что вы «были в этом месте», лучше сфотографироваться или сфотографировать близких на фоне таблички с названием известной улицы или какой-либо популярной достопримечательности.

Оптика и геометрические искажения

При съемке широкоугольными объективами нередки такие геометрические искажения, как «падающие» к центру кадра здания. Если вам это сильно мешает, эти искажения сейчас неплохо исправляются при постобработке фотографий средствами Photoshop или любого популярного конвертера RAW. Хотя лучшим вариантом будет художественно обыграть эти искажения в свою пользу.

Чем больше фокусное расстояние, тем меньше эти искажения, то есть при съемке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке падать в центр кадра они не будут.

Идеальным вариантом будет съемка с двух камер, на одну из которых надет широкоугольник, а на другую - телеобъектив: это придаст вам большую оперативность. Если же этот вариант не подходит вам по бюджету, то очень удобным при городской съемке будет универсальный зум-объектив с большим диапазоном фокусных расстояний и оптическим стабилизатором.

Панорамы

Для больших видовых пространств используйте панорамную съемку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съемки.

Примеры фотографий на тему урока

Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии – свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь в нём в
нестандартное время.

Эта фотография Праги сделана в день с переменной облачностью. Город выглядел серым под пеленой облачности, но, стоило подождать пятнадцать минут, как появилась интересная полоска света, которая оживила фотографию. Прага. Чехия.

Присутствие даже небольшого количества людей в кадре его очень оживляет, придаёт ему некоторую историю, уникальность момента. Без людей эта улица была бы слишком пуста. Чешский Крумлов.

Одной из самых интересных по освещению вариантов городской съёмки является съёмка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены и ночью представляют собой совершенно другое зрелище, нежели днём. Лучше время здесь наступает, когда уже включают городскую подсветку, но небо ещё не чёрное, ночь ещё не окончательно спустилась на город.

»

Внутри храмов либо других старых зданий, днём можно сделать интересные фотографии, когда через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи. Прага. Чехия.

Со штативом вы практически неограниченны в длине выдержки (в городе 30 сек для ночной съёмки обычно достаточно и специального пульта не нужно) и можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14 и источники света на фотографии превратятся в маленькие звёздочки с лучами. Москва. Россия.

Также как и при ночной съёмке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер. Иначе движение пальца на кнопке спуска затвора способно смазать изображение. Москва. Россия.

При съёмке без штатива интерьеров в тёмных зданиях, например таких, как этот буддийский монастырь, можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съёмки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например бленду с
объектива и подложив её под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съёмке. Именно так и сделано это фото, при помощи подложенной под объектив бленды. Монастырь Тянгбоче. Непал

Съёмка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры – они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам, превратясь в своеобразный радар, ведь некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съёмки. Прага. Чехия.

Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах и даже элементы городских коммуникаций. Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.

Прага. Район «Пражский град». Чехия.

»

Иногда, выразительный фрагмент здания или скульптуры, может сказать о нём больше, чем общий план. Кроме наблюдательности, очень важным будет умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное. Крупный план головы статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на площади Дурбар-
сквер в Катманду, Непал.

»

Хотя, конечно, для полноценного фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны и фрагменты и общие планы. Общий вид статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на
площади Дурбар-сквер в Катманду, Непал.

»

Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съёмке приём. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в здании, элементы решёток, арки храмов, деревья, даже столбы или машины на стоянке или тени от них. Здесь ритм создаёт повторение форм арок внутри католического храма. Кутна гора. Чехия.

»

Чем больше фокусное расстояние, тем меньше геометрические искажения. То есть, при съёмке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке, падать в центр кадра они не будут. Прага. Чехия.

ы»

Для больших видовых пространств используйте панорамную съёмку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съёмки.
Панорама из двух горизонтальных кадров. Чешский Крумлов. Чехия.

»

Свет имеет решающее значение для получения хорошей фотографии. Он делает момент уникальным, неповторяющимся. На фото – краткий момент короткого зимнего заката в морозный вечер. Москва. Россия

Задания к уроку

Учимся снимать архитектуру Ну что же, пришла пора попрактиковаться в съёмке архитектуры. Попробуйте найти интересные сюжеты для съёмки в городе и пришлите две самые удачные фотографии, сделанные в разное время суток.

Урок по фотографии архитектуры пригодится практически любому человеку, потому что не только фотографы-любители, но и люди, которые берут камеру в руки раз-два в год, ездят… в отпуска!

Архитектурная фотография , как ни один другой жанр, передает опыт пребывания в определенном пространстве и местности. Именно здания на фотографиях наилучшим образом помогут представить зрителю где, в какое время и при каких условиях находился отдыхающий, турист или путешественник. Но, как и в любом другом жанре, у фотографии архитектуры есть свои головоломки. Как наилучшем образом фотографировать дома, мы и рассмотрим в этом уроке фотографии.

  • Фотография каких-то промышленных структур, торговых центров или бизнес-комплексов из железа и бетона в городе, который славится своими древними храмами и садами, поможет фотографу показать разнообразие. Вы покажете "движение" на снимке, если рядом с постройками позапрошлого века сможете грамотно вписать и современный новодел.
  • Оставляйте для старых зданий больше пространства. Если есть возможность включить в кадр деревья или другую растительность - делайте это. Такой подход покажет камерность старых застроек и привнесет дух прошлого, покажет настроение и подчеркнет перекличку старого (архитектура) с новым (деревья, цветы и т.д.).
  • Включайте в один кадр части нескольких архитектурных сооружений. Пробуйте найти общие черты и уловить . Если не получается сразу, можно попытаться снять то же самое в другое время суток или при другой погоде.
  • Здание можно даже просто "вырвать из контекста". Убрать все детали окружающей действительности, чтобы подчеркнуть обособленность или уединенность.
  • Если вы будете стараться исключить из фотографического поля все "лишние" кусочки сторонних зданий, может получиться слишком прямолинейная подача, которая хороша для фотографий недвижимости, предназначенной на продажу. Оставляйте некоторое пространство вокруг объекта съемки, это поможет закрепить объект в определенном контексте. Например, можно будет понять, насколько плотна застройка в том месте, где располагается дом.
  • Включайте в изображение тротуар, фрагмент улицы, пешеходов - детализация такого плана помогает зрителю проникнуться атмосферой и увидеть происходившее глазами фотографа.
  • Ошибочно полагать, что при нельзя использовать телеобъектив. Для своего рода сжатия перспективы, чтобы получить интересную закономерность, можно воспользоваться длиннофокусной оптикой.
  • Можно включить в композицию ритмичные объекты: деревья в ряд, штакетник забора или тени, которые создадут ритм и добавят объем снимку. (Дополнительно можно прочитать материал, который был уже опубликован на ФОТОГОРЕ .) За счет этого облегчается композиция, даже тяжеловесные здания будут выглядеть более гармонично в кадре.
  • Используйте погодные условия себе во благо. Полуденный свет создаст резкие тени и придаст контраст изображению. Но если перед фотографом стоит цель показать подробности украшенных фасадов, то лучшая погода будет в пасмурный день, тогда способствует прорисовке мельчайших деталей.
  • Нет ничего более динамичного по своей природе, чем лестницы. Не бойтесь включать их в композицию снимка, это обязательно привлечет внимание зрителя.
  • Надуманна и совершенно избита идея природных рамок. Но она работает. Бывает достаточно только грамотно включить в кадр естественное обрамление, чтобы он получился прекрасным образчиком вашего туристического достояния.
  • Пока производителями не придуман , следите за расположением людей, которые попадают в объектив. Порой наличие человека в кадре придает изображению архитектуры законченный аутентичный вид.
  • Скульптура, лепнина, барельефы и архитектурные детали - требуют вашего внимания при съемке. Располагайте ключевые точки на линиях золотого сечения, чтобы на них в первую очередь было обращено внимание зрителя.
  • Используйте все арки, которые попадаются на вашем пути. В их обрамлении любой тривиальный сюжет из жизни города будет выглядеть лучше и интереснее.

Если сложно найти арку, заполните передний план каким-то крупным изображением.

  • Некоторые здания, особенно в центре городов лучше фотографировать поздним вечером. В цифровой фотографии увеличение значения ISO может привести к появлению неприятных цифровых шумов в кадре. Используйте штатив, чтобы снизить ISO до приемлемых значений. Например, 400 единиц или меньше, которые позволяют получить кадры без шума в условиях низкой освещенности.
  • Промышленная архитектура хорошо получается при крупной детализации, тогда как руины лучше будут выглядеть в контексте окружающего пространства.
  • Помните про коррекцию перспективы. Даже среднее по высоте здание будет все равно выше фотографа. Это является источником 99% искажений архитектурной фотографии в мире.

Искажение не всегда плохо, обращайте внимание на сходящиеся вертикальные линии в кадре. Используйте широкоугольный объектив и наклоняйте саму камеру так, чтобы весь фасад вписывался в кадр.

Подведем итоги

Здания не двигаются. Только ленивый фотограф будет использовать высокое значение ISO, когда будет фотографировать архитектуру. Грамотный подход заключается в том, чтобы начать снимать с низким (например, 100). В архитектурной фотографии желательна большая глубина резкости. У зрителя должен быть выбор, какую часть здания он хочет рассмотреть. Ее то он и должен найти в адекватном фокусе.

Большая глубина резкости означает небольшое отверстие. Небольшое отверстие плюс длительная выдержка - слишком "тяжелы" для съемки с рук. Следовательно, для того, чтобы правильно фотографировать дома и получить хорошие снимки, фотограф будет работать со . Штатив более надежный помощник для фотографа, снимающего здания, чем разнообразие объективов. Даже с " " можно получить прекрасные фотографии архитектуры. Тяжесть штатива можно и потерпеть. Ведь, в конце концов, здания просто красивы, и требуют к себе почтенного внимания.

По материалам зарубежной информации подготовил Ф.Светогоров

Архитектурная съемка незаслуженно считается простым жанром фотографии. Здания неподвижны, пейзаж в городе минимально подвержены изменениям, только смена времени суток и сезонов года может повлиять на картинку. Каждое красивое здание в туристических местах в разных городах снимали тысячи раз со всех ракурсов и с любыми вариациями падающего света. Сделать оригинальный снимок достаточно сложно, требуется опыт и смелое творческое видение.

Шаблонные снимки никого не удивят, нужно смотреть глубже и шире, использовать отражения в окнах, природные рамки и обрамления, интересные ансамбли, колоритных личностей, фильтры и дополнительное оборудование.Но даже в такой ситуации не следует избегать соблюдения определенных правил. Чтобы не сделать типичные ошибки новичком при съемках городских пейзажей, нужно принять во внимание некоторые советы и рекомендации.

У архитектурной фотографии за многие годы сложились некоторые правила и традиции. К примеру, большие современные здания из бетона и стекла принято снимать ярким солнечным днем и добавлять в кадр людей, машины и движение, чтобы показать ритмичность и активность повседневной жизни. А старые исторические сооружения, памятники архитектуры логично дополнять закатным солнцем и тишиной – минимум людей и максимум деталей, показывающих ценность и долговечность постройки. Храмы и монастыри часто фотографируют на фоне рассветного солнца, показывая радость утра и свет. Таких «традиций» сложилось множество.

Чтобы красиво и технически правильно снимать здания, нужно знать несколько основных моментов. На что нужно обратить пристальное внимание при подготовке:

  • правильные ракурс – залог успеха всей съемки;
  • выбор времени суток, года и погоды;
  • композиция кадра, что добавить, а что убрать с фотографии;
  • естественное освещение;
  • необходимое оборудование;
  • настройки камеры.

Если учесть все моменты, то фотография получится качественная и профессиональная, а затем можно добавлять что-то от себя, экспериментировать с композицией, светом и настройками. Рассмотрим все важные моменты подробнее.


Выбор ракурса при съемке архитектуры

Вариантов ракурсов каждого здания десятки, можно обойти его со всех возможных сторон и посмотреть на него по-новому. Можно использовать другие здания, лужи, стекла из дома напротив и любые другие идеи. Есть основные приемы выбора ракурса:

  • Просмотрите фотографии этого здания у других людей, чего там не хватает, что лишнее;

  • Обойдите сооружение со всех сторон, прикидывая различные композиции и вариации;
  • Подойдете поближе, отойдите подальше, иногда смена расстояния до объекта может дать совершенно неожиданные результаты;
  • Присядьте на корточки или положите фотоаппарат на землю, так в кадр попадет часть земли перед зданием, цветки, заборчики и другие интересные детали;
  • Идеально смотрится постройка, если визуально горизонт находится в центре фотографии, а здания расположены четко соответственно ему;
  • Если есть возможность занять позицию выше здания, попробуйте ракурс сверху, так можно найти интересные решения;
  • Включите в картинку детали и различные элементы: лестницы, окна, комбинации орнаментов, балконы;
  • Используйте естественные рамки и обрамления из веток деревьев, сооружений, окружающих объектов.

Самый большой враг фотографа – отсутствие воображения и творческого видения кадра. Эти умения нужно развивать постоянной практикой, снимать различные объекты, так со временем придет понимание, что нужно делать.

Если вы хотите показать величие и массивность здания, подойдите к нему поближе или снимайте с нижнего ракурса, так оно зрительно увеличится и будет «надвигаться» на зрителя. Съемка с угла даст перспективу и объем, а если отойти подальше – сооружение потеряет свое величие и значимость. От фотографа зависит, какими качествами он наделит дом или сооружение, какой характер он ему придаст.


Погода, время суток и сезон года

Ракурс правильный выбрали, стоит приступать к проработке остальных факторов. Разные здания выглядят по своему при различных условия. Старинные здания отлично смотрятся в снегу, к примеру, а мосты лучше всего снимать летом и осенью, лес интереснее осенью. Каждое здание в разное время года и суток выглядит особенно. Снимите небоскреб днем при ярком солнце и ночью в отблесках тысячи окон, вывесок и фонарей – получатся две разные истории. Правил и обязательных условий не бывает, но есть советы и рекомендации:

  • Утром солнечный свет мягкий, людей мало, здания подернуты дымкой тумана. В 5-6 утра при хорошей погоде получаются отличные снимки архитектуры – все детали имеют золотистый оттенок и хорошо получаются детали на фотографии.

  • Днем при ярком полуденном солнце нужно чистое небо с минимальным количеством облаков позволит снять здания, без детализации. Найти точку, где прорисованы все линии, а свет мягко падает практически невозможно.
  • Вечернее время, когда солнце уже готовиться уходить за горизонт отлично подходит для архитектурной съемки. Лучше выбирать ракурс, когда солнце светит со спины, можно использовать зажигающиеся фонари, свет фар от машин и мягкий солнечный свет.

Время года тоже нужно выбирать подходящее под историю снимка. Летом все городские пейзажи дополнены яркой зеленью деревьев и газонов, цветами и вывесками. Зимой все снимки приобретают оттенок грусти и меланхолии, поэтому нужно выбирать сооружение, чтобы ему подходило настроение. Осень – праздник красок, тут даже не обязательно дополнять картинки яркими цветами и деталями, деревья и листья сделают работу за вас.

Погода влияет на настроения фотографии, на количество света, на интенсивность цветов улицы и количество людей. Солнечный день даст жесткие тени, а тучи рассеивают лучи и получается мягкий свет, дождь и снег дают блики и нечеткость изображениям.

Можно использовать особенности погоды для создания неповторимых снимков, каждое здание меняется в зависимости от сезона и погодных условий.


Компоновка кадра, композиция

Центром кадра является само здание, остальные элементы должны его дополнять, тогда получится гармоничная картинка. Причем его не обязательно помещать в центре, достаточно сделать на нем акцент. Фотографию можно заполнить деталями, снять здание в ансамбле с другими домами, вырвать его из привычной картины, как бы обособив. Любой из вариантов достаточно интересен. Кроме самих здания можно снимать элементы, сочетания деталей, участки стены или дома, лестницы, балконы, дверные проемы. Понимание художественной композиции приходит с опытом, после нескольких тысяч похожих снимков, вы научитесь видеть кадры вокруг.

Многие ненужные детали можно убрать длинной выдержкой, сменой ракурса, расстояния до объекта или объектива. Можно сделать несколько снимков в разное время суток или года и совместить их затем в редакторе. Можно сменить фокусировку, глубину резкости, выделить какие-то детали, отправить что-то в зону нерезкости.


Использование естественного света при съемках зданий

Определить идеальные соотношения света и тени можно только в процессе съемки, некоторые материалы и элементы красиво выглядят при добавлении теней от рядом стоящих деревьев. Какие-то стены должны быть идеальными, без бликов и отражений, Стекла и зеркальные поверхности, где отражаются солнечные лучи, фонари или фары машин, могут стать даже основной сюжетной линией фотографии.

Основные моменты при подборе освещения:

  • пасмурный день и отсутствие света значительно снижает четкость и детализованность объекта;
  • свет, падающий сбоку здания, позволяет максимально прорисовать детали архитектуры;
  • свет, падающий сверху или с нескольких сторон, может дать блики или конфликт спектров, что может исказить цвет объекта;
  • если снимать здание на фоне восходящего или заходящего солнца, то все внимание будет привлечено к контурам, а детали будут малозаметны;
  • тени могут быть частью художественного замысла или испортить кадр, отслеживайте их;
  • смягчить эффект жестких теней при ярком солнце помогут тучи или изменение расстояния до объекта. Облака являются естественными рефлекторами и смягчают свет. А если отойти от здания, то в кадр попадет участок голубого неба, тем самым разбавив снимок.

  • Самый лучший вариант для съемки здания – солнце за спиной фотографа, тогда и детали будут максимально прорисованы, и теней лишних не будет, и цвета будут сочными.

Технические параметры камеры и необходимое оборудование

Кроме камеры для архитектурной съемки могут понадобиться дополнительные инструменты и оборудование. С собой можно взять:

  • Штатив для стабилизации камеры на длинной выдержке. Без него снимки получатся нерезкими, особенно при использовании широкоформатных, телевиков и тилт-шифт объективов.

  • Варианты объективов. Широкоугольный даст расширение перспективы, при этом появляется побочный эффект – схождение вертикалей. Длиннофокусные, наоборот, сужают ее. Их можно использовать для выполнения художественной задумки. Телевики, или теле-объективы, позволяют снимать с дальних расстояний, что актуально, когда здание не помещается в кадр полностью.

Тилт-шифт объективы позволяют сместить перспективу или изменить глубину резкости, что дает возможность снять панораму без искажения вертикальных линий. Условно «универсальными» считаются объективы с фокусным расстоянием 24-35 мм.
- Фильтры, к примеру, поляризационный и цветные для достижения различных художественных эффектов.

  • Пульт управления или тросик. Их используют в комплекте со штативом, чтобы исключить дрожание руки во время спуска затвора.
  • Дополнительные инструменты, зависящие от типа съемок и ситуации: фонарик, термос с чаем, теплую одежду, сухую обувь, защитные козырьки для объектива, запасные карты памяти и аккумулятор.

Из настроек камеры можно отдельно выделить ISO - здание неподвижно, поэтому можно брать минимальное значение до 400. Остальные параметры настраиваются на месте и зависят от погоды, количества света, расстояния до объекта. Многие снимают с высокими значениями глубины резкости, такой подход считается классическим. Но для достижения задумки автора можно и изменять этот параметр до минимальных значений, делая акцент на деталях.


Типичные ошибки начинающего фотографа

Полностью избежать ошибок в начале пути все равно не получится, но их можно свести к минимуму. Есть классические проблемы и стандарты их корректировки еще в процессе съемки:



Где снимать нельзя?

По разным законодательным документам существуют места, где съемка запрещена полностью, где нужно брать специальное разрешение, где можно просто нарваться на неприятности, даже не переступая закон. Начинающему фотографу полезно подробно изучить запреты и ограничения:

  • В религиозных помещениях: храмах, церквях, монастырях есть условный запрет. Настоятель или другой священнослужитель может дать свое разрешение на съемки определенных помещений. Но даже в таком случае есть места, куда вас все равно не пропустят с камерой.

  • Список государственных учреждений, где полностью запрещена съемка не так велик – закрытые военные объекты и помещения Кремля, здания суда и исправительные учреждения изнутри, комнаты для заседания Государственной Думы в момент нахождения там служащих, объектов Федеральной Таможенной Службы.
  • Ограничена съемка возле государственной границы, зданий Минтопэнерго, административных помещений Ространснадзора.

Есть места, где могут попросить убрать камеру, спорить с охранниками можно, но чаще всего бесполезно, а иногда и опасно для оборудования и здоровья. Если вам намекнули о запрете, проще всего извиниться и удалиться, а подойти чуть позже или на другой день, когда заступит более лояльная смена.

Самый главный совет для начинающих фотографов – снимайте как можно больше и чаще, чередуйте стили и типы съемок, участвуйте в семинарах, обучающих мероприятия и читайте как можно больше тематической литературы. Только погрузившись в тему полностью, отдавая до 80% своего время на начальном этапе и до 50% - впоследствии, можно получить результат и прогресс. Выберите для себя жанр и вид съемок по душе и развивайтесь.

А в архитектурной съемке нужно запомнить самые главные моменты:

  • здания не двигаются, поэтому бегать должен фотограф;
  • некоторые дома снимать нельзя, их нужно знать наперечет в своем городе;
  • камера и объектив играют большую роль в качестве снимка, особенно в детализации объекта;
  • используйте штатив, он позволит избежать сотни испорченных кадров;
  • подготовка к съемка важнее самой съемки – приходите на место несколько раз в разное время суток и сезон года;

  • снимайте как можно больше, только так можно наработать опыт и художественное видение.