Малая группа может быть. Малые группы: понятие, признаки, типология. Влияние социума на семейный уклад

    Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, - к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

    устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

    относительно высокой степенью единства и сплоченности;

    четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

    возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

    малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

    пространственная близость членов группы;

    устойчивость и длительность существования:

    высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

    интенсивность межличностных отношений;

    развитое чувство принадлежности к группе;

    неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

    сочетание интересов индивида и общества;

    общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

    предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

    социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

    пол - мужчины и женщины;

    возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

    доход - богатые, бедные, зажиточные;

    национальность - русские, французы, американцы;

    семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

    профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

    место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

    внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

    анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

    спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

    бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

    случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

    конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

    экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

    действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги - это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

Малая социальная группа

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

    формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

    неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

    группы членства (все люди в группе)

    референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

    сплочение или разобщение групп;

    процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

    становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

    целеполагание (в т.ч. принятие решений)

    координацию совместных действий

    контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление

Обеспечить

1. Внешняя среда

Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)

2. Межличностные отношения

Включенность, расположение, контроль.

Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.

Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)

3. Разрешение конфликтов

Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Демократический

Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

    по характеру отношений между управляющими и управляемыми

    Доминирование управляющих

    Конструктивное равноправие сторон

    Доминирование управляемых

    по способу принятия решений

    Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.

    Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.

    Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято

    по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

    по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из основных классификационных единиц социальной психологии и психологии общения. М. г. представляет собой непосредственное социальное окружение человека - ту социальную среду, в которой он живет и действует. Каждый человек одновременно является членом многих М. г., напр., семьи, производственной бригады, кружка друзей и т. д. Существенным признаком М. г. является контактность, т. е. частые и непосредственные контакты ее членов, потребности в общении. Важнейшим элементом, сплачивающим М. г., является совместный труд. Трудовая деятельность, вырабатывая взаимные требования, общую радость достижения цели, координацию индивидуальных навыков и знаний, осуществляя воспитательное воздействие, превращает М. г. в коллектив. Изучение контактов, возникших в коллективе, предпочтений в общении помогает руководителю проверить, насколько психологически верно организован коллектив, какие эффекты, возникающие на уровне М. г., могут быть использованы в управлении. В современной психологии М. г. рассматривается обычно в качестве системы, поэтому для изучения групповой деятельности весьма перспективным является применение системного подхода. Взаимодействие людей в М. г. может рассматриваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неформальном (межличностные взаимоотношения). Межличностные взаимоотношения определяются субъективным отношением людей друг к другу. Деловые взаимоотношения определяются характером решаемой задачи и устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. По своему характеру они могут быть как непосредственными (личное общение), так опосредствованными с помощью других людей или технических устройств. Опосредствованные взаимоотношения в первом случае представляют большой интерес для психологии управления (деятельность руководителя, управляющего, менеджера), во втором случае - для инженерной психологии (деятельность оператора, диспетчера, когда о деятельности других людей они судят не непосредственно, а с помощью приборов и индикаторов; через них же они получают также команды и указания по выполнению тех или иных действий). В соответствии с двумя видами взаимоотношений (деловые и межличностные) различают формальную (официальную) и неформальную структуры М. г. Формальная структура отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная структура определяется системой эмоционально направленных связей, взаимными симпатиями и антипатиями. Признаком хорошей организации М. г. является руководящая роль официальной структуры в регулировании межличностных взаимоотношений. Рассмотренные особенности взаимоотношений являются характерными для любой профессиональной группы. Однако в группе операторов они имеют и специфические особенности, суть которых сводится к следующему: 1) операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга; 2) в процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредствованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов; 3) в процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: оператор должен уметь предвидеть действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними; 4) результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задачи в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля. Рассмотренные особенности существенно затрудняют изучение групповой деятельности операторов по сравнению с другими профессиональными группами. Основными методами изучения взаимоотношений в М. г. являются методы социометрии, семантического дифференциала, вопросники, применение приборов типа гомеостат, кибернометр и др.

Каждый человек, независимо от своего возраста и рода деятельности, состоит в нескольких малых группах - это семья, школьный класс, спортивная команда. Взаимоотношение индивидуума с другими членами коллектива играет ключевую роль в формировании его личности. Разнообразие видов объединений демонстрирует классификация малых придает особую важность изучению особенностей небольших коллективов и их роли в социуме.

Что такое малая социальная группа

На основе небольших коллективов возможно подробное изучение связи индивидуума с его окружением, влияние общества на его членов. Поэтому в социологических исследованиях важное место занимают понятия «группа», «малая группа», «классификация групп». Дело в том, что большую часть жизни человек проводит в небольших коллективах, которые оказывают сильное влияние на формирование его ценностей.

Социальная группа - это объединение людей, связанных совместной деятельностью и системой межличностных отношений. Такие коллективы классифицируются по величине, то есть по количеству участников.

Малая группа - небольшое объединение людей, связанных совместной деятельностью и находящихся в прямом общении друг с другом. Особенностью такого коллектива является то, что количество его членов не превышает двадцати, а потому они могут беспрепятственно контактировать друг с другом и устанавливать эмоциональную связь.

Признаки

Существует ряд положений, наличие которых может говорить о том, что объединение является малой социальной группой:

  • соприсутствие людей на одной территории в определенное время;
  • эмоциональный контакт между членами коллектива, наличие устойчивых отношений;
  • совместная деятельность, направленная на достижение общей цели;
  • разделение между членами групповых ролей;
  • наличие организационной и управленческой структуры;
  • формирование своих норм и ценностей.

На этих признаках и характере их проявления строится понятие и классификация малых групп. Установление между отдельными членами эмоциональных отношений может привести к появлению подблоков и внутренней структуры.

Виды объединений

Существует несколько аспектов, относительно которых формируется классификация малых групп. Таблица, представленная ниже, демонстрирует виды небольших социальных объединений.

Признак

Типы

Возникновение

Официальные (сознательно организованные) и неформальные.

Способ взаимодействия

Первичные (высокий уровень сплоченности) и вторичные (отсутствие сильных отношений, совместная работа).

Продолжительность существования

Временные (созданные для достижения единичной цели) и стабильные (рассчитанные на длительную работу).

Характер деятельности

Трудовые, исследовательские, развлекательные, идеологические, эстетические, коммуникативные, политические.

Личная значимость

Элитарные и референтные.

Характер внутренних связей

Определяющей является классификация малых социальных групп относительно способа ее возникновения. Формальные объединения создаются руководством и имеют юридический статус. Их деятельность регламентируется определенной документацией. Управление такой группы происходит по принципу «сверху вниз», а ее членов определены организацией.

Неформальные группы возникают спонтанно на основе эмоциональных связей участников. Такие общества не имеют официального статуса, а ее деятельность направлена «снизу вверх». Тем не менее в них также формируются некоторые нормы и ценности, разделяемые всеми членами группы и предопределяющие их поведение. Если в формальных организациях лидер имеет официальные полномочия, то в контактных он действует за счет признания других участников.

Референтный коллектив

На факторе значимости объединения для отдельной личности базируется иная Малая группа, нормы которой играют для человека важную роль, называется референтной (эталонной). Член коллектива перебирает ее ценностную систему, формирует соответствующие стандарты. Такая группа разделяется на два подвида:

  • Идеальная . Индивид не состоит в объединении, однако в своем поведении ориентируется на его нормы.
  • Группа присутствия. Человек является членом этого коллектива и разделяет ценности.

Малые сообщества играют решающую роль в формировании Ребенок видит нормы, принятые в семье и среди друзей. При этом малые социальные группы могут оказывать и негативное влияние на индивида - подавлять его личностные качества (ингибиция), навязывать неверные идеалы.

Социальная значимость

Небольшие организации могут играть разную роль в обществе, в зависимости от ценностей и целей, которые преследует малая группа. Классификация малых групп, основанная на критерии общественной значимости, предполагает существование трех видов объединений: социально ориентированных, асоциальных и антисоциальных. Соответственно, они играют положительную, нейтральную и негативную роль. К социально ориентированным малым группам относят учебные, общественные, производительные организации. Не принимаются людьми различные преступные объединения, которые тем не менее сохраняют авторитет для их членов.

Руководство группой

Управление включает в себя ряд действий, необходимых для организации деятельности объединения. В это понятие входят принятие решений, постановка целей, разработка планов, контроль, координация и прочее. Существует условная классификация малых групп относительно способа управления. Выделяют такие виды отношений:

  • субординация (сверху);
  • координация (горизонтальная система);
  • реординация (снизу).

Успешная организация деятельности базируется на совмещении этих принципов, поиске оптимального варианта построения внутренних отношений.

Глава коллектива

Особенностью организации малых групп является выделение лидера. Это член объединения, который оказывает сильное влияние на ее деятельность. Он пользуется уважением среди других участников благодаря своим личностным качествам и играет важную роль в управлении группы. Деятельность лидера распространяется как на внутреннее, так и на внешнее общение. Он обеспечивает вовлечение членов коллектива в совместную деятельность, осуществляет контроль над принятием решений. Существует классификация малых групп, основанная на уровне вмешательства лидера в деятельность объединения и степени вовлеченности каждого члена в процесс управления сообществом. В наиболее успешных организациях (как контактных, так и формальных), соблюдается баланс между двумя крайностями.

Стили управления

Условная классификация малых групп, берущая за основу вовлеченность членов объединения в процесс ее управления, включает в себя три позиции, представленные в таблице ниже.

Также существует теория X и Y. В первом случае человек изначально избегает работы и предпочитает, чтобы им руководили. Теория Y предполагает, что индивидуум имеет высокий уровень самоконтроля и стремится к ответственности. Соответственно, здесь применимы два разных способа управления.

Давление коллектива

Нормы, принятые в объединении, оказывают влияние на образ жизни ее отдельного члена. Всем известен эксперимент, проведенный с группой детей, где заранее подговоренные участники неверно отвечали на поставленный вопрос, а последний испытуемый повторял слова своих сверстников. Такое явление называется конформизмом. Мнение большинства членов малой группы оказывает на отдельного индивидуума. Противоположностью этому явлению может служить самостоятельность, то есть независимость установок человека от мнения окружения.

При этом важна классификация малых групп относительно того, какую роль она играет для отдельной личности. Чем выше референтность объединения, тем сильнее проявляется конформизм.

Формирование малой социальной группы

Каждый коллектив проходит несколько этапов развития. Психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк разработали теорию, которая включает в себя 7 стадий формирования социальной группы. Исследование основано на двухфакторной модели развития коллектива, где существуют противоречия между деловой и эмоциональной активностью.

  1. Знакомство, первые попытки межличностного взаимодействия.
  2. Создание
  3. Стадия конфликта.
  4. Состояние сбалансированности, появление чувства сплоченности.
  5. Формирование единства - повышается деловая активность, ставятся общие цели.
  6. Доминирование не рабочих, а межличностных отношений отдельных членов объединения.
  7. Актуализация, баланс деловой и эмоциональной активности.

Социальные роли в малой группе

За членами объединения могут закрепляться определенные способы поведения, связанные с решением задач или коммуникацией с другими участниками. Роли проявляются как в деловой, так и в эмоциональной активности группы. Например, в процессе решения задач «инициатор» предлагает новые идеи, а «критик» оценивает работу всей группы и находит ее слабые стороны. Роли проявляются и в сфере межличностных отношений коллектива. Так, вдохновитель активно поддерживает идеи других членов, а примиритель отказывается от своего мнения и улаживает конфликтные ситуации.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий.

Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

В социальной психологии - основной предмет изучения. Учеными был собран богатый теоретический и экспериментальный материал, который позволил сделать научные обобщения и создать методическую базу дисциплины. Рассмотрим основные положения.

Малая представляет собой объединение личностей, которые имеют непосредственный личный контакт и связаны какой-то деятельностью, родственной или эмоциональной близостью. Ее члены осознают принадлежность к ней и признаны другими.

В такую общность обычно входит небольшое количество индивидов, а состав определяется социальными признаками (возраст, пол, образование, национальность и проч.) и численностью.

Малая социальная группа имеет разную структуру, которая может определяться:

  • во-первых, обязанностями ее членов в совместной деятельности;
  • во-вторых, ролями (ожидаемыми действиями) человека, за которым закреплены конкретные обязанности;
  • в-третьих, нормами (предписаниями, требованиями, пожеланиями социально-одобряемого поведения).

Малая социальная группа может классифицироваться по нескольким параметрам.

Во-первых, по способу формирования выделяются:

  • формальные, которые возникают для исполнения конкретных функций в какой-либо организации, а в группе имеется от трех до пятнадцати человек;
  • неформальные, формирующиеся на основе взаимных симпатий и интересов, в которых может быть от трех до десяти человек.

Во-вторых, по степени формирования межличностных отношений выделяются:

  • дифференциальная малая социальная группа, в которую вступают по собственному желанию;
  • коллектив, формирующийся по необходимости.

В-третьих, следующие группы классифицируются по значимости каждого индивида в них:

  • должны присутствовать обязательно все члены (это, как правило, формальные объединения);
  • референтная малая социальная группа - это условная или реальная общность, с которой каждый индивид будет соотносить себя как с образцом, а на оценки, ценности, мнения и нормы которой будет ориентироваться в поведении.

Такие социальные общности имеют определенные функции:

  • Нормативная и сравнительная. Она подразумевает то, что в ней формируется эталон и нормы поведения, также оценки окружающих и конкретного индивида.
  • Инструментальная связана с тем, что необходима организация совместной деятельности.
  • Поддерживающая и экспрессивная функция связана с обеспечением эмоциональных потребностей каждого индивида.

Внутри малых социальных групп происходят разнообразные процессы, вследствие которых группа меняет свою форму и развивается.

Основным из них является Под ней подразумеваются процессы разобщения или сплочения группы, появление формального и неформального лидерства, формирование норм и правил, развитие неформального объединения внутри формального, а также антипатий и симпатий.

Помимо этого, не менее важным является процесс становления норм существующей группы, то есть складывающихся правил поведения каждого индивида в отдельности. Такие стандарты способствуют эффективному групповому взаимодействию, а малая социальная группа будет более сплоченной. Благодаря имеющимся правилам будет усиливаться давление на каждого индивида. Поэтому группа с их помощью может заставлять каждого следовать нормам, поддерживая интеграцию членов в группе.

Третьим процессом является то, что в малой возникает определенная иерархия. Выделяется лидер, который может быть как формальным, который был назначен официально, так и неформальным, которого выбрала сама группа. Остальные же члены общности должны четко знать свои функции и обязанности.