Как украсить фронтон: старые традиции и современные модные тенденции

Почти каждый музейный экспонат имеет чем-нибудь примечательную "биографию". В ней и вся жизнь предмета, годами служившего людям, и история его происхождения, часто уходящая в глубокую древность.

В одном из залов музея высоко на стене поместились две деревянные скульптуры загадочных зверей. Мощная выпуклая грудь, лебединая шея, навостренные уши. Выразительны силуэты фигур с величаво склоненными головами. Серебристое дерево со следами мха и лишайников местами будто тронуто золотом. Извивы волокон древесины напоминают узоры вспенившейся волны. В фигурах чудится что-то дремучее, идольское. Вглядевшись, узнаем изображения коней. Они с Севера. Одного привезли из тарногских лесов Вологодской области, другого - с Северной Двины. Каждому более ста лет. Третий охлупень, находящийся теперь в фондах музея, был во время одной из экспедиций на Северную Двину снят с заброшенного, готового рухнуть дома, построенного в 1854 году. Этому коню - 130 лет.

Русский Север - край потомственных древоделов. Здесь возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие гармонией пропорций, циклопичностью своих седых бревен. И теперь вологодская и архангельская деревни - это стихия дерева. Почти каждый крестьянин - более чем хороший плотник: умеет и дом срубить, и украсить его.

Традиционное украшение - конек на крыше. Мастерски владея топором, северянин вырубает голову и грудь коня из корневища старой лиственницы или ели, плотная смолистая древесина которых стойко сопротивляется времени и невзгодам сурового климата. Тяжелое бревно-охлупень с конем строитель поднимал на крышу избы. Концы тесин кровли плотно входят в желоб, выдолбленный снизу, вдоль всего бревна. А конь над фронтоном как замок закрепляет их и придает прочность всей конструкции покрытия.

Двускатные кровли изб часто имеют такую протяженность, что одного охлупня недостаточно. На крыше укрепляют два бревна корневищами в противоположные стороны и каждое получает скульптурную обработку. Один конь глядит на улицу, другой смотрит в поле или в лес за домом.

Пластика этой своеобразной скульптуры, в которой скупо выявлены только основные формы, великолепно согласуется с пластикой бревенчатого сруба. Возвышаясь над фронтоном, скульптура завершает композицию фасада избы.

В натуре северного строителя-плотника постоянно проявляется художник. В изгибах корней он угадывает очертания конской головы или головы птицы (птицы тоже украшают щипцы кровель, особенно часто на избах по реке Пинеге) и талантливо превращает случайную природную форму в художественно выразительную. Ни один конек не похож на другой, с соседней избы. То он гордый и стремительный, то могучий, богатырский, то маленький, скромный, будничный коник. И птица предстает или в виде утицы, или в образе сказочной царь-птицы с причудливым навершием-короной вместо гребня.

Неокрашенное дерево от ветров и дождей постепенно темнеет, покрывается узорами мха. Освещенное солнцем, под светлым северным небом дерево приобретает серебристый оттенок, и скульптура будто парит в воздухе. В дождливую погоду на фоне свинцового неба конь-охлупень рисуется черным грозным силуэтом. В белую ночь конек фантастичен. Коньки живут вместе с природой.

Когда входишь в северную деревню и почти с каждой крыши смотрит на тебя такой конь, кажется, что это все стражи домашнего очага, выражающие "душу" дома. Трудно не поддаться обаянию этого сурового впечатляющего искусства. Вначале охватывает странная робость: ведь каждый конь так реален при всей условности образа. На смену ей приходит радость от встречи с творениями талантливых мастеров.

Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они "курицами". Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-"голубцов" на старинных погостах по всему русскому Северу, от Карелии до Печоры.

Образ коня - один из любимых и древнейших в русском народном искусстве. Он повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.

В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает "охраняющий" очаг конь - крутой завиток навершия толстой доски с головой животного (как в сказке, там тоже кобылица "змеем голову свила"). Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют "коничек". У стены мы увидим длинную скамью с подлокотниками в виде конских голов, а на столе - ковш или солоницу с конской же головой. И на полотенце, обрамляющем зеркало, может быть вышит конь. На прялках среди травных завитков - то красный, то золотой конь со всадником или в упряжи.

Образ коня имеет глубокий смысл. Издавна конь был помощником земледельца и другом ратника. В богатейшем русском фольклоре конь запечатлен как «вещий», «ярый», как прекрасное животное, олицетворение силы, красоты, добра и охранительного начала. Он связывается с древними языческими представлениями славян-земледельцев о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Отражением, отголоском этих древних понятий можно считать обычай окрашивать деревянные игрушки-коники в красный цвет.

До сих пор в некоторых местах бывшей Олонецкой губернии сохранились кони-охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» - доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька.

Кони-охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют ярко выраженные особенности монументальной скульптуры.


Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.

Древность происхождения мотива парного конька и вообще образа коня как оберега в декоративном искусстве подтверждается находками археологов на территории нашей страны. В погребениях славянских и угро-финских племен до X-XII веков обнаруживаются гребни с конскими головками, женские украшения, так называемые "коньковые подвески".

Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в фольклоре в традиционные поэтические формулы (конь верный, добрый, сказочный Сивка-Бурка, наделенный волшебной силой), а в искусстве - в декоративные образы и мотивы. Для примера можно указать на конские головки в резных навершиях ярославских теремковых прялок и в медных оправах маленьких прялочных зеркал.

Конь-охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли еще сохраняется в ряде мест. Нередко возле строящегося дома среди бревен и стружек виден новый охлупень, который вскоре поднимут на крышу и там, рядом с радиоантенной, конь займет свое почетное место. "В нем вся красота дома",-услышишь иной раз от хозяина. И с этим трудно не согласиться.

Сослуживших службу, обветшалых коней сбрасывают. И лежат они на зеленых лужайках за избами, у обочин дорог, на пустырях, постепенно врастая в землю, все такие же гордые и величавые.

Музейные работники во время экспедиций стараются собрать эти памятники, сохранить, раскрыть их значение, показать их красоту людям.

Творения северных плотников обретают новую жизнь уже в качестве экспонатов, с которыми знакомятся тысячи посетителей Русского музея.

"Коньки" на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла.

В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Иногда вместо деревянного конька укрепляли настоящий лошадиный череп.

Охлупень-кони
Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева.


Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».


Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").


Ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland - "земля вендов"), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике.

Одно из ярких описаний коньков на крышах тоже принадлежит перу С. Есенина:
«…музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, – заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.

Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.

Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», - говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.

Деревянный дом севера строился конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро,
плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина».

Голубь на князьке крыльца есть знак осенений кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», - и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента.

Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик, тот с глубокой болью почувствовал бы мерзкую клевету на эту мужичью правду всех наших кустарей и их приспешников. Он бы выгнал их, как торгующих из храма, как хулителей на св. духа…».


Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтомучеловек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои «хоромы» и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и водежде был проведен последовательно один и тот же прин-цип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую „хороминуњ в недоступное для „навийњ убежище всех членов семьи», - пишет академик Б.А. Рыбаков (4, с. 464). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в своюочередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (2, с. 11).

Примером тому могут служить архитектурные ансамбли, находящиеся на территории музея «Тальцы». Если посмотреть на избы усадеб: Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в., д. Гарманка Братского района), Серышева (вторая половина XIX в., д. Дубинино Нижне-Илимского района), Прокопьева (конец XIX в., д. Зырянова Нижне-Илимского района), усадьбы волостного села (конец XVIII – начало XX в.), то можно видеть одинаковой формы охлупень-конек, имеющий зубчатое строение. На всех избах охлупень четко выделяется на самомщипце крыши. Он массивен, форма его сильно стилизована. Не сразу можно увидеть в нем птицу или коня. Охлупень выполняет главное свое назначение. Для русского человекасамое главное было спасти свои «хоромы» от «мирового зла». Именно поэтому самую высшую точку дома защищают солнечный конь-охлупень и полуденное солнце на «полотенце»,спускающемся под охлупнем на избе усадьбы Прокопьева.

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни»

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Исключительно важным является наличие точно таких же причелин, с таким же струйчатым узором на избах усадеб, представленных на территории музея «Тальцы». Причелины с волнистым орнаментом мы можем видеть на избах усадеб Прокопьева (конец XIX в.), Зарубина (начало XX в.), дома-одноколка (середина XIX в.), на Спасской проезжей башне Илимского острога (1667), на Казанской церкви (1679), в усадьбе Сотой (конец XVIII – начало XIX в.). Семантика узоров этих причелин дает нам идеограмму воды в виде переплетающихся струй и более устойчивое, удерживающееся с середины XIX века, изображение «женских грудей» в виде повторяющихся простых волн, как на причелинах Казанской церкви и башни Илимского острога, или в виде парных изображений двух грудей, образующих в своей повторяемости волнистый узор, который изображен деревенским мастером на подзорах крыши ворот усадьбы псаломщика, на причелинах фриза домов усадьбы Прокопьева и Сотой.

Причелины усадеб музея «Тальцы» конца XVIII – начала XX века показывают оба воплощения идеи небесной воды - и ритмично расположенные по всей причелине «женскиегруди», и парные их изображения. «Домовая резьба XIX века содержит почти все элементы небесно-водяной символики (известные нам по Новгородской резьбе): схематическоеизображение пары женских грудей, зафиксированное находками XIII–XV веков, широко бытует в домовой резьбе Русского Севера» (1, рис. 73, 85, 88).

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набороморнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища;путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Такое «полотенце» можно увидеть в одной усадьбе музея - усадьбе Прокопьева. Оно находится точно под коньком охлупня, в месте нахождения полуденного солнца. «Полотенце» имеет простой «городковый» орнамент по нижнему краю, солярного знака на нем не изображено. Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Интересной формой выделяются повалы на всех избах усадеб, находящихся в экспозиции музея «Тальцы». Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Это мы можем увидеть на избах Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в.), Московского (конец XVIII в.), Серышева (вторая половина XIX в.), Сотой (конец XVIII – начало XIX в.). На этих избах повалы имеют почти одинаковый вид стилизованных бегущих лошадок (коней). Не сразу можно увидеть форму коня. Морда коня совсем не натуралистична. Только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

В усадьбе Сотой повалы имеют форму не одного, а двух коней, расположенных друг над другом, как бы бегущих в табуне. В доме-одноколке (середина XIX в.) (усадьба псаломщика) повалы имеют совсем иную форму. В этой усадьбе все декоративное убранство выполнено в одном стиле. И конек, и повалы, и оформление наличников окон вырезаны в виде трехъярусных зубчатых линий. Весь декор избы-одноколка пронизан символикой «небесной влаги» - живоносной воды богини-матери.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стилебарокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Наличники изб усадеб музея «Тальцы» несколько выделяются из группы барочных наличников, распространенных по всей Западной и Восточной Сибири. Мы видим барочныеэлементы наличников только на двух избах - Непомилуева и Зарубина.

Усадьба Зарубина построена в начале XX века, когда художественная обработка дерева достигла расцвета. Поэтому из всех представленных в экспозиции музея наличников наличники избы Зарубина наиболее отражают характерные для сибирского барокко композиции и элементы.

На верхней доске видна архаичная система из трех солярных знаков-кругов, что вполне согласуется с семантическим значением трехчастной экспозиции из трех солнц (утреннее, вечернее, полуденное), описанной исследователями домовой резьбы (Б.А. Рыбаков и др.). Но в то же время по левому и правому краям имеются барочные завитки и верх-ний край доски обработан в виде барочной композиции. В центре доска напоминает «досчатое полотенце» под охлупнем крыши, по бокам сжатое «кудриной». Подоконная доска (нижний край наличника) украшена в виде волнистых линий, символизирующих «небесные хляби» или «грудие росное». В целом орнаментация наличника избы Зарубина не выделяется особо пышной резьбой, присущей избам севера России. Орнаментальные мотивы наличника очень скромны и немногочисленны.


Наличник окна дома Непомилуева, Фото А. Голендеева. 2006 г.

Если сравнивать наличники в усадьбах Зарубина (начало XX в.) и Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в.), то можно сделать некоторые выводы. Композиции на верхней и нижних досках наличников имеют большое сходство. На наличниках окон избы Непомилуева также имеется трехчастная композиция из солярных знаков, средний круг более крупный, по бокам круги имеют «вытянутый хвост», похожий на архаичные «крины-ростки». По бокам верхней доски наличника тоже имеется два барочных элемента - прорезные дуги. Верхняя часть наличника - трехчастная композиция, напоминающая архаичную «женщину с птицами (конями)».

Из сказанного можно заключить, что, скорее всего, наличники избы Непомилуева - это новодел или время их бытования указано не совсем точно.



Коньки на постройках усадьбы Прокопьева, Фото В. Щербина. 2006 г.

Наличники других усадеб не имеют декоративной резьбы. Это усадьбы Сотая, Московского, Прокопьева, Серышева. На избах этих усадеб верхний край наличников ровный, прямой, без барочных элементов. Нижняя подоконная доска также прямая, без украшений.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Без резьбы строительство традиционного деревянного дома на Руси не считалось завершенным.

В деревянном зодчестве резьбой украшались накладные и выступающие элементы фасада: карниз, ставни, полотенца и особенно кровля. Кроме декоративных функций у накладных резных досок было и конкретное утилитарное назначение – предохранять бревна, подверженные быстрому разрушению, от ветра и прямого попадания дождевой воды и снега.

Поскольку в те давние времена не существовало специальных пропиток для древесины, использовали лишь доступные методы защиты деревянной конструкции.

Защита крыши и резьба

Причелины предохраняли торцы слег, выступающих наружу, от загнивания. Полотенца, К спускавшиеся от причелин, оберегали верхние концы бревен. Непосредственно со свесов кровли спускались деревянные резные карнизы, также на домах крепили фризы – резные доски, окаймляющие стены дома вверху. И те и другие были призваны противостоять воздействию осадков. Для более надежной защиты карнизы и фризы делали многослойными.


Элементы фронтона крыши украшенные резьбой

1 – Фронтон (чело, очелье), 2 – Причелина, 3 – Конек, 4 – Полотенце, 5 – Фриз/карниз

Резьба на доме от бед и невзгод

В древности домовая резьба отражала языческие верования крестьян в добрых и злых духов. Существовала целая система знаков и орнаментов, защищающих крестьянский дом. Как бы ни был беден дом, его элементы непременно должны были быть украшены. Иначе хозяевам не видать удачи, благополучия, а главное, богатого урожая. Резной декор играл роль оберега жилища от злых духов, воздавал хвалу богам неба, чтобы они даровали дожди и солнце, так необходимые для хорошего урожая. По резным доскам фронтона щедро рассыпали знаки, защищавшие от бед и способствовашие процветанию и плодородию. Наиболее часто встречающиеся в домовой резьбе знаки – Солнца (солярные), земли, неба и природных стихий.

Небесный свод на резной крыше

В основе оформления крыши лежала легенда с боге Солнца, летящем по небу в золотой колеснице. Обязательно украшали охлупное бревно v конек, венчающие двускатную крышу.

На самого верху, на главном бревне крыши – охлупне – устанавливали голову птицы, петуха или коня с круто выгнутой шеей. Конь и птица – древние образ Солнца. Двускатные кровли часто имели такую протяженность, что одного охлупня было недостаточно На крыши укрепляли два бревна с противоположных сторон, и два коня глядели сразу в двух направлениях. Иногда к задней части конька прикрепляли хвост из мочала, после чего изба окончательно уподоблялась сказочной колеснице.

Резьба по дереву – солнце, небо и вода


Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего солнца, с правого края – заходящего. Лобовая доска, крепящаяся на пересечении причелин, – полотенце – знаки полуденного солнца в зените. Солнце обозначали кругом с шестью радиусами, крестом внутри или с восемью лучами. Рядом с символом солнца присутствовали знаки земли – ромб, прямоугольник и квадрат. Нарядные волнистые полосы в два-три ряда на причелинах обозначали небесную воду, небольшие кружки – капли воды.

Позже причелины и полотенца стали украшать растительными орнаментами, узорами, имитирующими кружевоплетение, а также стилизованными изображениями животных и мифических существ: русалок, или берегинь, птицы Сирин, львов.

Естественная привлекательность и легкая обработка натуральной древесины позволяет создавать из нее прекрасные деревянные украшения для интерьера и дома. Этот созданный природой, экологичный материал проверен веками и продолжает пользоваться большим спросом в строительстве и быту.
Оригинальная резная шкатулка из дерева

Резные узоры на фасаде дома

Все чаще даже состоятельные граждане предпочитают более дорогим кирпичным строениям или бревна. И это не только дань моде, дерево — уникальный материал с живой энергетикой. Древесина прекрасно удерживает тепло и создает благоприятный микроклимат в помещении. Вместе с деревянными домами постепенно возвращается и интерес к .

В старину дома украшались резными элементами не только ради эстетики – каждый узор и орнамент имел свой смысл и служил защитой жилища и семьи от бед, нечисти и дурных людей.

Резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов.
Различные резные украшения на фасадах домов


Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Резной декор для кровли

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато:



Резьба на окнах

Не менее важным элементом украшения домов считаются . С из помощью не только достигается декоративный эффект, но и закрывается щель между оконной коробкой и стеной, а дом лучше защищен от шума и сквозняка.


Пример оригинальной резьбы на окнах
Резное оформление окон в старину также имело огромное защитное значение, ведь именно через окна и двери нечистая сила можно проникнуть в дом. Резные обереги со временем превращались в красивейшие орнаменты, которые дошли и до нас.

Резной наличник мог иметь достаточно простую конструкцию и состоять из трех, реже четырех досок, на которые наносился несложный повторяющийся узор или орнамент. Более сложное и декоративное обрамление окна включало различные элементы, многослойные резные накладки и детали:



Читайте также

Резьба деревянных наличников своими руками

Техника выполнения домовой резьбы

Стили и техники домовой резьбы соединили в себе множество школ, направлений и способов наносить резной орнамент . Деревянные украшения домов могут быть выполнены следующими способами:



Какую древесину использовать для домовой резьбы

Самой распространенной, а в северо-западных регионах лучшей, считается сосна. Достаточно прочная и удобная в обработке она хорошо подходит для изготовления резных украшений для фасада дома.
Украшение резными элементами фасада дома
Неокрашенная сосна со временем становится светло-желтой, почти медовой. Осина со стародавних времен ценилась как хороший поделочный материал. Она имеет мягкую податливую структуру, слабо усыхает, устойчива к растрескиванию. С возрастом осиновые деревянные украшения приобретают серый стальной блеск, который можно принять за металл.

Пластична, мягка и очень удобна для резьбы липа. Ровная светлая древесина липы однородна и хорошо подходит для рельефной резьбы. Однако мягкость и пористость волокон делают липу недолговечной и требовательной к уходу.

Дуб очень прочный и долговечный материал, но он очень дорог и труден обработке из-за жесткой и плотной древесины. Лиственница также прочный и твердый сорт древесины, но для изготовления резных украшений использует редко, так как липа легко раскалывается.