Рабочая программа по колористике. Рабочая программа по дисциплине "основы колористики" Филиал в г. находке

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ КОЛОРИСТИКИ»

Специальность

Москва

2017

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности

54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.

1. Цель и задачи освоения дисциплины: Формирование у обучающихся общепрофессиональных и

профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере

профессионально-художественной деятельности и в соответствии с требованиями

ФГОС СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение, передать будущему учителю профессиональные знания и навыки в области изобразительного искусства, развить его творческие способности, заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе.

Задачи дисциплины:

- развитие профессиональных качеств, необходимых будущему учителю в области методики преподавания изобразительного искусства;

Ознакомление с методами практической работы с цветом;

Развитие у студентов чувства цвета, цветового зрения и эстетического вкуса;

Формирование знаний основ изобразительного искусства;

Развитие художественных способностей;

Изучение теоретических и практических основ изобразительной

грамоты;

Формирование умения использовать полученные знания в практической

творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре программы

Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав вариативной части ОП.

Дисциплина «Основы колористики» является базой при изучении целого ряда

дисциплин, где необходимы знания об основных закономерностях гармонизации цвета

для решения различных художественных задач в области живописи, декоративно-прикладного искусства,

методики обучения ИЗО и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины :

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия изобразительного искусства.

ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.

ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации.

ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.

Знать:

Основные законы и научные основы колористики;

Специфику воздействия цвета на человека;

Особенности применения цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе.

Уметь:

Грамотно решать задачи гармонизации цвета в художественном творчестве;

Использовать язык воздействия цвета на человека при выполнении графических, живописных, декоративных и оформительских работ;

Грамотно подбирать, смешивать и сочетать цвета в различных изобразительных техниках;

Анализировать цветовое решение художественных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

В том числе:

Лекции

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

в том числе :

Домашние практические задания: упражнения, эскизы

Реферат

Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Объем (ауд. часов/в том числе в интерактивной форме)

СРС

Всего

Научные основы цветоведения.

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Научные основы цветоведения.

Тема 1.4. Контрасты. Контраст светлого и темного. Хроматические контрасты.

Тема 1.4. Гармонизация цвета. Монохромии. Полихромии. Типы колорита.

Проблемно-поисковые.

Воздействие цвета на человека.

Тема 2.1. Виды цветового воздействия. Физиологическое, оптическое, психологическое воздействие цвета.

Традиционные: лекции, практические задания.

Информационные: Презентации с обсуждением.

Исследовательские и проектные.

Проблемно-поисковые и творческие.

  1. Образовательные результаты обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Код компетенции

Научные основы цветоведения.

ОК.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.2.

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.2.

Воздействие цвета на человека.

ОК.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.2

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.2.

  1. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы:

Преподаватель данной дисциплины должен делать акцент на дидактических принципах активности, проблемности, прочности и системности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами проблемы, которые они обязаны анализировать в течение всего учебного курса; согласовывать содержание тем, по которым проводятся занятие, с задачами по формированию компетенций, использовать информационные технологии и технические средства обучения.

В учебном процессе по дисциплине «Основы колористики» применяются такие формы лекций как: лекция-визуализация с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, презентации по изучаемым темам), лекция информационная.

Порядок проведения лекционного занятия

Вводная часть, знакомящая обучающихся с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы;

Основная часть, раскрывающая тему лекции;

Заключительная часть, содержащая выводы и обобщения.

Практические занятия направлены на развитие самостоятельности и приобретение умений и навыков. Они углубляют и расширяют знания, полученные на лекциях. Практическое занятие предполагает выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя упражнений и творческих заданий в художественном материале (гуашь, темпера ПВА).

В процессе выполнения практических заданий обучающиеся приобретают опыт, навыки, необходимые для решения колористических задач, у них развивается мастерство, воспитываются художественный вкус и культура. Основная задача практических занятий самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Одним из методов обучения на практических занятиях является совместное обсуждение практических работ, который предусматривает обсуждение какого-либо вопроса с намерением достичь общего решения. В обсуждении принимает участие вся группа, по очереди высказывая собственную точку зрения.

Порядок проведения практического занятия

1. Вводная часть:

– сообщение темы и цели занятия;

– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы (показ презентации, наглядного материала по теме)

2. Основная часть:

– выполнение упражнений на закрепление теоретических знаний по цветоведению;

– обсуждение в группе;

– обобщение знаний на основе наглядного материала и творческих работ из методического фонда;

3. Заключительная часть:

– обобщение и систематизация полученных результатов;

– подведение итогов практического занятия и оценка работы обучающихся. Практическая часть программы по композиции построена в последовательности

изучения материала от простого к сложному, т.е. от овладения формальными признаками композиции к постепенному изучению пространственной жанровой композиции натюрморта.

Раздел 1. Научные основы цветоведения.

Тема 1.1. Физические и физиологические основы учения о цвете.

Восприятие цвета как процесс, обусловленный физическими, физиологическими и психологическими стимулами. Ощущение как простейший психологический акт, обусловленный физиологией зрения. Особенности зрения у человека. Строение глаза. Трехцветная теория зрения. Зрение как иллюзия цвета, форм, пространства и движения.

Физическая природа света и цвета. Физика цвета – основные пути образования цвета. Электромагнитная природа цвета. Световые волны и световые частицы. Длина волны и частота колебаний в цветовом спектре. Три части светового потока: отраженная, пропущенная, поглощенная. Два типа отражения светового луча – зеркальное и диффузное. Источники света: естественные и искусственны е.

Тема 1.2. Основные характеристики цвета.

Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Цветовой спектр. Основные смешанные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Собственные качества: тон, светлота и насыщенность и их взаимосвязь с зрительным восприятием человека. Несобственные качества цвета: легкость, тяжесть, мягкость, жесткость и т.д. и их взаимосвязь с эмоциональным восприятием человека. Смешение цветов, его физические и химические механизмы. Субстрактивное и аддитивное смешение цветов. Слагательное и вычитательное типы смешений

Тема 1.3. Систематизация цветов.

Краткие сведения по истории возникновения цветовых систем в культуре древних народов и в период Средневековья. Появление научно-обоснованных принципов классификации цветов: система Леонардо да Винчи, теория Ньютона, теория цветов Гёте. Возникновение цветового круга. Разновидности цветовых кругов (по Адамсу, Бецольду). Другие способы систематизации цветов: пирамида Ламберта, цветовой шар Рунге, двойная пирамида Освальда, пространственная модель и цветовой атлас Генри Мэнселла.

Изготовление цветовых кругов с 24 секторами и 2-мя степенями светлоты (по Адамсу, Освальду, Козлову), А3, гуашь или темпера.

Изготовление 12-частного цветового круга (по Бецольду, Иттену), А3, гуашь или темпера

Тема1.4. Контрасты.

Контраст светлого и темного.

Ахроматический и хроматический контрасты. Характеристика ахроматических цветов: черного, белого, серого. Ахроматическая шкала из 9-ти и 5-ти ступеней. Пограничный световой контраст. Одновременный световой контраст. Реагирующие и индуктирующие поля. Явление иррадиации. Усиление и ослабление контраста по светлоте. Собственная светлота хроматических цветов. Значение ахроматического контраста для живописи, графики, декоративных работ и дизайн-проектирования

Хроматические контрасты.

Одновременный цветовой контраст. Пограничный цветовой контраст. Способы их усиление и ослабления. Контраст основных и вторичных цветов. Участие ахроматических цветов в цветовом контрасте. Осветление и затемнение цветов. Использование контраста по цвету в дизайне и декоративном искусстве. Контраст по насыщенности. Способы ослабления насыщенности цвета: смешение с белым, смешение с черным, смешение с серым, смешение с дополнительным цветом

Контраст дополнительных цветов. Характеристика дополнительных цветов. Определение дополнительных цветов с помощью 12-частного цветового круга. Физика дополнительных цветов. Смешение дополнительных цветов. Контраст дополнительных цветов в природе, искусстве и дизайне.

Контраст теплых и холодных цветов. Характер теплых и холодных цветов в сопоставлениях. Субъективное восприятие теплых и холодных цветов и их учет в проектировании интерьеров. Усиление и ослабление контраста теплых и холодных цветов.

Контраст по площади цветовых пятен и симультанный контраст. Влияние светлоты и площади цветового пятна на силу воздействия цвета. Числовые соотношения основных и вторичных цветов по Гёте. Круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов и его пропорции. Усиление, ослабление контраста по площади цветовых пятен. Явления последовательного или симультанного контраста. Его примеры при взаимодействии хроматических и ахроматических цветов, хроматических, недополнительных друг другу цветов. Нейтрализация действия симультанного контраста.

Практическая и самостоятельная работа обучающихся.

Выполнить ахроматические шкалы из 9-ти и 5-ти ступеней. Взять 2 квадрата из 25 клеток (5х5). Используя все оттенки ахроматических цветов из 5-ступенчатой шкалы, закрасить клетки квадратов так, чтобы одинаковые цвета не соседствовали друг с другом. При этом, контраст светлых и темных цветов в одном из квадратов, должен быть значительно сильнее, чем в другом. (А4, гуашь или темпера).

Взять квадрат из 9-ти клеток (3х3). Центральный квадрат закрасить одним из основных или вторичных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). В другие клетки поместить остальные из этих 6-ти цветов + серый, соответствующий собственной светлоте цвета в центре квадрата. При этом, цвета нужно довести до светлоты этого серого цвета, подмешивая к ним черный или белый.(А3, гуашь или темпера).

Составить 5-ступенчатые шкалы основных цветов, вторичных цветов, основных цветов + черный и белый, вторичных цветов с чередованием осветленных и затемненных. Используя различные пары полученных шкал, выполнить 2 квадрата из 25 клеток (5х5). Клетки квадратов закрасить так, чтобы одинаковые цвета не соседствовали друг с другом. При этом, контраст по цвету в одном из квадратов должен быть значительно сильнее, чем в другом. (А3, гуашь или темпера).

Выполнить 6 5-ступенчатых шкал смешения хроматических цветов с серым, соответствующим их собственной светлоте. (А4, гуашь или темпера).

Составить 5-ступенчатые шкалы смешения различных пар дополнительных цветов (желтый - фиолетовый, оранжевый – синий, красный – зеленый). Используя все цвета одной из шкал, закрасить клетки квадрата из 25 клеток (5х5). При этом, одинаковые цвета не должны соседствовать друг с другом. (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 5-ступенчатые шкалы смешения теплых и холодных цветов (сине-зеленый к желто-зеленому, красно-оранжевый к красно-фиолетовому, фиолетово-красный к фиолетово-синему). (А4, гуашь или темпера).

Выполнить полосы гармоничных соотношений пятен разных пар или троек цветов. Например, желтый:фиолетовый (3:9), оранжевый:синий (4:8), красный:зеленый (6:6), желтый:оранжевый (3:4), желтый:красный (3:6), желтый:красный:синий (3:6:8). (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 2 квадрата одного цвета (красного, синего, желтого, оранжевого, зеленого или фиолетового), имеющих в центре небольшой квадрат серого цвета, соответствующего собственной светлоте данного цвета. Во 2-м квадрате ослабить действие симультанного контраста. (А4, гуашь или темпера).

Тема 1.4. Гармонизация цвета.

Монохромии.

Понятие цветовой гармонии, разновидности цветовых гармоний: ахроматическая, однотоновая, родственная, родственно-контрастная и гармония дополнительных цветов.

Ахроматическая гармония. Использование 9-ступенчатой шкалы для создания различных типов ахроматических гармоний: светло-серой, темно-серой, контрастной. Применение ахроматической гармонии в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в оформительской деятельности, в дизайне. Значение предварительных ахроматических эскизов при выборе цветового решения.

Однотоновая гармония или монохромия. Построение однотоновой шкалы из 15 ступеней и ее использование в процессе выполнения гармонии. Примеры использования монохромии в дизайне, декоративном искусстве, в искусстве и культуре различных времен и народов.

Полихромии.

Гармония родственных цветов или хомеохромия. Характеристика родственных цветов. Использование цветового круга с 24 секторами (по Освальду, Адамсу, Козлову и Шугаеву) для создания цветовых гармоний родственных цветов. Основные правила гармонизации родственных цветов. Характеристики различных видов родственных гармоний. Примеры использования хомеохромии в изобразительном искусстве, дизайне, художественном оформлении интерьера.

Характеристика родственно-контрастных цветов. Использование цветого круга с 24 секторами (по Освальду) для создания цветовой гармонии родственно-контрастных цветов. Теория гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов по системе В.Козлова. Сочетание пары цветов по хорде. Варианты получения гармоний пары цветов и их обогащение. Триады: тупоугольные, равносторонние и прямоугольные треугольники. Сочетание 4-х цветов по прямоугольнику. Использование в данных гармониях цветов из осветленных и затемненных рядов.

Теория цветовых созвучий по Иттену. Созвучие двух цветов, как гармония дополнительных цветов. Выбор дополнительных цветов по цветовому кругу из 12 секторов. Использование в гармонии ахроматических цветов и оттенков, полученных при смешении дополнительных цветов друг с другом, а также с черным и белым. Примеры гармоничного сочетания дополнительных цветов в изобразительном искусстве и дизайне.

Созвучие трех цветов. Выбор триад гармоничного сочетания цветов из 12-частного цветового круга по равностороннему и равнобедренному треугольникам. Созвучие 4-х цветов с использование квадрата и прямоугольника. Определение гармоничного сочетания осветленных, затемненных и чистых цветов с использованием шара Рунге. Созвучие 6 цветов. Характеристика созвучий и пример их использования в живописи, декоративном искусстве, дизайнерской и оформительской практике.

Типы колорита.

Определение понятия «колорит». Систематизация колорита по используемым цветам: теплый, холодный, монохромный, двухцветный полихромный, цветовой и декоративный. Различные типы колорита по систематизации профессора Л.Н.Мироновой: насыщенный (яркий), разбеленный (высветленный), ломаный (серый), зачерненный (темный) и классический (гармонизированный). Место различных типов колорита в культуре и искусстве разных времен и народов. Их зависимость от исторических, экономических предпосылок и эстетических представлений людей различных эпох. Примеры произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, выполненных в соответствии с рассмотренными типами колорита.

Практическая и самостоятельная работа обучающихся

Выбрать из 9-ступенчатой ахроматической шкалы 3-4 оттенка. Выполнить 3 геометрических композиции в светло-серой, темно-серой и контрастной ахроматических гармониях. К каждой композиции прилагается шкала выбранных оттенков. (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 3 однотоновых шкалы любых цветов. Используя их, выполнить 3 геометрических однотоновых композиции. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

выполнить 3 одинаковых геометрических композиции: в ахроматической гармонии из 3-4 цветов (т.н. тональный эскиз), вторая и третья композиции выполняются в различных родственных гармониях (одна должна быть «теплой», другая – «холодной»). К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 4 одинаковых геометрических композиции. Первая - ахроматическая (тональный эскиз). Вторая, третья и четвертая композиции выполняются по триадам (прямоугольный равносторонний и тупоугольный треугольник. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

Практическое задание: выполнить 2 одинаковых геометрических композиции. Первая ахроматическая (тональный эскиз). Вторая выполняется в гармонии одной из пар дополнительных цветов, выбранных из 12-частного цветового круга.(А4, гуашь или темпера).

Выполнить 2 одинаковых геометрических композиции. Первая ахроматическая (тональный эскиз). Вторая композиция выполняется по любому созвучию 3-4 цветов по 12-частному цветовому кругу. (А4, гуашь или темпера).

По усмотрению преподавателя количество заданий может быть сокращено.

Раздел 2. Воздействие цвета на человека.

Тема 2.1.Виды цветового воздействия.

Физиологическое воздействие цвета.

Воздействие цвета на физиологию человека. Характеристики физиологического воздействия ахроматических и спектральных цветов. Впечатления о температуре, весе, расстоянии, плотности, фактуре, запахе и вкусе окрашенных объектов. Цветодиагностика и цветотерапия

Оптическое воздействие цвета.

Оптические явления и иллюзии, вызываемые цветом. Основные оптические особенности групп красных и синих цветов. Примеры оптических явлений при взаимодействии различных цветов. Цветовое образование и разрушение формы. «Весовые» категории цвета. Цветовое ретинальное и голографическое формообразование. Цветовое восприятие вербального и печатного текста. Учет оптического воздействия цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе для корректировки восприятии формы, изменения внешнего вида предметов.

Психологическое воздействие цвета.

Ассоциативно-эмоциональное восприятие цветовых отношений. Цветовые ассоциации как несобственные качества цвета. Особенности их формирования у людей в процессе исторического развития. Таблица цветовых ассоциаций на основе исследований Р.Арнхейма, Г.Цойгнера, Г.Фриллинга, К.Ауэра. Символическое значение спектральных и ахроматических цветов. Характеристики психологического воздействия различных цветов и их сочетаний. Учет факторов эмоционально-психологического воздействия цвета в выборе колорита для произведений живописи, декоративных и оформительских работ,дизайнерских решений различного назначения. Цветовые предпочтения – интегральная характеристика психологического состояния личности и ее определение с помощью теста Люшера. Коррекция цветопредпочтений и их учет в создании комфортной жизненной среды человека.

Практическая и самостоятельная работа обучающихся

Выбрать объемные фигуры (куб, параллелепипед, призму, пирамиду и т.п.) или силуэты какой-либо формы (можно брать простую геометрическую – овал, квадрат, ромб или абстрактную). Раскрасить их и поместить на соответствующий фон так, чтобы подчеркнуть форму, изменить или подчеркнуть величину, положение на листе или в пространстве, оптически видоизменить формы цветом путем создания иллюзий объемности, масштабности, глубинности, направленности, динамичности, акцента и полного разрушения. Можно выполнить не все задания, а 2 или 3 из них по выбору студента.(А4, гуашь или темпера).

Выполнить абстрактные композиции, передающие различные эмоциональные состояния человека (жизнерадостность, покой, тревогу и т.д.), используя цветовые ассоциации. (А3, смешанная техника).

Тема 2.2. Язык цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе.

Применение цвета в изобразительном искусстве.

Палитра цвета и художественных техник в изобразительном искусстве: станковая и монументальная живопись, графика. Структура передачи цветового пространства в произведениях изобразительного искусства. Цвет и краски: азбука цвета, название, происхождение и свойства красок.

Цвет в дизайне.

Язык цвета в дизайне одежды. Диагностика личности по цвету одежды. Корректировка личности с помощью цвета в одежде. Создание цветом определенного имиджа и поддержка стиля в одежде.

Цвет в дизайне интерьера. Основные факторы, влияющие на выбор цвета в интерьере: размеры, освещение, микроклимат. Его архитектурные и планировочные особенности, функционально-целевое назначение, стилистика, цветовые предпочтения людей, использующих данный интерьер и цвета мебели, оборудования, входящих в его состав. Рекомендации по колористике жилых комнат различной планировки и назначения (гостиные, спальни, кабинеты, детские). Советы по цветовому оформлению типовых квартир. Примеры цветового решения помещений общего пользования (прихожие, кухни, ванные). Отдельные рекомендации по окраске общественных интерьеров (столовых, конференц-залов, офисов, холлов, лечебных и учебных учреждений) с учетом различных факторов воздействия цвета на человека (физического, оптического и психологического).

Функции цвета в рекламе: привлечение внимание, способствование пониманию сути рекламируемого товара или услуг, улучшение запоминания, выделение визуальных компонентов изображения, помощь в выборе товаров подходящего качества и цены, формирование позитивного отношения к рекламе. Требования к шрифту в рекламе: читаемость, уместность, гармоничность и акцентированность. Учет психофизиологических возможностей воздействия цветов в рекламе.

Контрольная работа.

Анализ цветового решения художественных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка рефератов, докладов или сообщений


Продолжительность: 5 дней (каждый день по 8 часов)

Колористика - самое сложное и самое востребованное направление в работе стилиста.
Полный курс колористики даст Вам свободу творчества и уверенность в своих силах. Больше не будет задач, которые Вы бы не могли решить!

  • Вам знакома неуверенность в выборе оттенка?
  • Вам случалось «не попадать» в цвет?
  • Как удалить нежелательные цветовые нюансы?
  • Как подобрать идеальный оттенок блонда, русого, коричневого?
  • Как создать сочные, яркие и одновременно стойкие цвета?

Группы не более 10 человек, индивидуальная работа с каждым обучающимся. Полный курс состоит из 4 полноценных семинаров, которые гарантируют интенсивное погружение в мир колористики.
По окончании всего курса проводится АТТЕСТАЦИЯ, и на основании ее слушателю выдается Диплом Color Expert. Но каждый семинар также сертифицируется отдельно.

Часть 1. The Basics of Color (Основы колористики)
Продолжительность: 2 дня (каждый день по 8 часов)

  • Чувство цвета, чувство меры, чувство формы.
  • Физика, химия, биология цвета.
  • Первичные, вторичные, третичные цвета. Работа с цветовым кругом.
  • Виды красителей и окрашиваний.
  • Что такое фон осветления и его важность в составлении формул.
  • Работа с сединой.
  • Важность диагностики волос и ее влияние на результат окрашивания.
  • Составление формул.

Часть 2. Sultry Blond (Все о блонде)

  • Общение с блондинкой и как правильно выбрать оттенок блонда, благодаря цветотипам.
  • Особенности работы с обесцвечивающими препаратами.
  • Особенности работы с суперосветляющим рядом.
  • Верный выбор окислителя как залог успеха при создании блондов.
  • Пастельное или интенсивное тонирование.
  • Как избежать эффекта «горящих» корней и серой длины.
  • Формулы для создания теплых или холодных оттенков блонда.
  • Практическая отработка колористическими красителями из системы VERO K-PAK COLOR на моделях.

Часть 3. Vibrant Colors (Сочное окрашивание)
Продолжительность: 1 день (8 часов)

  • Оттенок, насыщенность, яркость.
  • Использование фона осветления (ФО) при создании ярких и сочных оттенков.
  • Красный без рыжего и рыжий без красного.
  • Все многообразие коричневых и как создать идеальный цвет.
  • Двойная система окрашиваний для создания и стойкости оттенков.
  • Составление формул.
  • Практическая отработка колористическими красителями из системы VERO K-PAK COLOR на манекенах.

Часть 4. Advanced Coloring Hints (Сложные случаи в окрашиваниях)
Продолжительность: 1 день (8 часов)

  • Как исправить неудачное окрашивание. Демаркационные полосы.
  • Из темного в светлый. Все о смывках.
  • Из светлого в темный. Все о пигментации.
  • Окрашивание после прямых красителей. Как удалить прямые пигменты?
  • Общение с клиентом. Верный план работ, расчет стоимости и времени окрашивания.
  • Аттестация по курсу: самостоятельное создание плана работ, формул окрашивания и практическая отработка на модели.

СТОИМОСТЬ КУРСА: 30 000

Колорист v1.7.0 Это простой и эффективный учет работы Вашей лаборатории (лабораторий) поизготовлению автоэмалей. «Колорист» очень прост в работе. Эта программа решает все Ваши проблемы. Это надежный партнер и помошник в Вашем, специфичном с точки зрения учета, бизнесе. Проверьте это сами: Скопируйте демо-версию «Колорист» и посмотрите её. (Демо-версия почти ничем не отличается от «боевой», но имеет ограниченный срок работы.). Вниманию программистов коммерческих фирм: Коллеги! Вам больше не придется тратить время и силы на обучение колеровщиков и менеджеров работе с программой, они больше не будут отвлекать Вас своими вопросами от работы. «Колорист» - исключительно надежен в работе. Последствия любых катастроф (скачки напряжения, сбои в дисковой системе, сетевые аварии, зависания Windows) устраняются автоматически. «Колорист» практически не требует сопровождения и администрирования. «Колорист» полностью защищает Ваши данные от «посторонних глаз». Он поддерживает многопользовательский режим с разграничением прав, защищенный небратимо зашифрованным паролем. Поэтому «Колорист» не дает возможности изменить какие-то данные без ведома директора, администратора. Колеровщик больше не сможет сказать, что недостача у него в лаборатории – это столько клиентов приходило, и заказало эмаль… Ему нужно будет полностью отчитаться по расходам на основании данных, выданных программой. И в лаборатории должно остаться именно столько грамм каждого микса, сколько показала программа по производственному отчету на данный период. Что может «Колорист»? Практически все, что может понадобиться для нормальной работы вашей раборатори: - Составлять производственные отчеты. - Составлять различного рода статистические и аналитические отчеты (по клиентуре, по миксам, по эмалям). - Вести учет заказов. - Вести Оперативный учет выручки. - Улучшить условия труда Ваших колеровщиков. «Колорист» бывает разным: Локальная версия «Колорист» - рассчитана для работы на одном компьютере, поддерживает ту же функциональность, что и сетевая версия, но вся работа ложится на один компьютер. Сетевая версия «Колорист» - рассичтана на работу в сетях на базе Windows. Например: колеровщики заносят только рецепты в данные заказов, а сами заказы формирует продавец в выставочном зале вашей фирмы, и об исполнении заказа можно узнать уже через программу, посмотрев занесенность рецепта в заказ, и выдать клиенту соответствующую информацию по его заказу. Также можно оперативно вывести на печать рецепт заказа, чтобы клиент в следующий раз мог прийти только с этим рецептом, и колеровщик, найдя его в базе данных, мог быстро сформировать новый заказ на основе существующего, и слив необходимые компоненты в считанные минуты выдать клиенту готовую эмаль. Исключительно выгодные условия лицензирования: Число рабочих мест в любой версии программы – не лимитировано! Вам не нужно будет докупать дополнительные рабочие места, как во многих других программах! Число рабочих мест определяется только возможностями Вашего сервера и локальной сети! Внимание! Для начала работы с программой выберите имя пользователя - Администратор Пароль - 123 (Далее Вы их сможете сменить).

«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА Учебная программа дисциплины МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ...»

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ФИЛИАЛ В Г. НАХОДКЕ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА И СЕРВИСА

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины по специальности 070601.65 «Дизайн»

Находка Учебная программа по дисциплине «Цветоведение и колористика»

составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предназначена студентам специальности 070601.65 «Дизайн».

Составитель: И.В. Карнович, ст. преподаватель кафедры дизайна и сервиса.

Утверждена на заседании кафедры дизайна и сервиса от 13.06.2011 г., протокол №9.

Редакция 2014 года, утверждена на заседании кафедры дизайна и сервиса от 13.06.2014 г., протокол №7.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность дисциплины «Цветоведение и колористика» достаточно велика. Преподавание данной художественной дисциплины немыслимо вне связи с историей искусства и духовной культуры.

Необходимость введения дисциплины «Цветоведение и колористика» обусловлена потребностью в изучении колорита как важнейшего компонента окружающей человека природной и искусственной среды.



Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как композиция, история искусств, история дизайна, проектирование в дизайне среды. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для развития у них «глобального»

цветового мышления, а также индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины Целью настоящей дисциплины является формирование таких профессиональных качеств как умение самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества и способность выражать творческий замысел с помощью условного языка цвета.

Основные задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными закономерностями цветовой композиции, привитие им профессиональных навыков работы с цветом в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «глобального» цветового мышления и развитие индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1.2 Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных качеств: умение работать с цветом в сочетании с любой формой; способность и готовность к изображению объектов предметного мира, пространства на основе законов цветоведения и колористики.

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения Дисциплина «Цветоведение и колористика» общим объемом 204 час. изучается в течение 2-х семестров.

Семестр Лекции Лаб. К

–  –  –

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение курсового проекта.

Лекционный курс содержит основные понятия физических свойств цвета, вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

Практический курс построен таким образом, что все основные теоретические понятия прорабатываются в упражнениях и заданиях. В связи с тем, что обучение теории композиции включает изучение основных видов формальной композиции (фронтальной, объемной, пространственной), курс «Цветоведения и колористики» содержит также цикл упражнений по изучению основных формообразующих свойств цвета, характеристик и приемов построения и выявления всех видов композиции с помощью цвета.

1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине

В университете установлены следующие виды контроля:

Текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и слушателей и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра по мере е изучения (результаты СРС, выступлений на практических занятиях, тестирования по отдельным темам и т.п.);

Промежуточная аттестация – экзамен, зачт.

Итоговая оценка по дисциплине формируется на основе результатов текущих и промежуточных аттестаций.

–  –  –

Тема 1. Вводная лекция.

Из истории полихромии.

Тема 2. Физика цвета.

Физическая природа света. Виды излучения.

Тема 3. Особенности человеческого зрения.

Эмоциональное и физиологическое воздействие цвета.

Тема 4. Строение и работа глаза.

Палочковое и колбочковое зрение.

Тема 5. Хроматические и ахроматические цвета.

Коэффициенты отражения и пропускания.

Тема 6. Основные характеристики цвета.

Светлота, цветовой тон, насыщенность. Зависимость светлоты цвета от количественного состава световых лучей.

Тема 7. Дополнительные цвета.

Особенности пар дополнительных цветов. Использование свойств дополнительных цветов художниками эпохи Возрождения.

Тема 8. Систематика цветов.

Линейная систематизация цветов И.

Ньютона. Первичные и вторичные цвета. Теория цветов немецкого живописца Филиппа Отто Рунге. Основа систематизации цветов В. Оствальда.

Тема 9. Построение цветового круга.

Цветовая гармония. Типы цветовых гармоний. Гармоничные диады, триады и т.д.

Тема 10. Построение цветовой звезды И.

Иттена. Построение гармоничных цветовых сочетаний.

Тема 11. Пространственные свойства цвета.

Факторы, от которых зависит пространственное действие цвета.

Тема 12. Форма и цвет.

Тема 13. Типы цветовых контрастов.

Контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, цветового насыщения, цветового распространения, симультанный контраст.

Тема 14. Психологические свойства цвета.

Особенности восприятия цвета (общие и индивидуальные). Функциональная пригодность цвета.

Субъективные свойства цвета, связанные с различными ассоциациями.

Тема 15. Характеристика основных цветов Василия Кандинского.

Классификация цветов по их психологическому воздействию. Восприятие человеком сложной цветовой среды.

Тема 16.Символика цвета Природа символических характеристик.

Формирование цветовой символики в различных культурах.

Тема 17. Сравнение цветовой символики разных народов (сходство, различие).

Роль цветовой символики в современной цветовой культуре.

2.2. Перечень тем лабораторных работ Тема 1. Выдача задания, подготовка литературы по теме, выполнение композиции. Построение 9-ти ступенчатой ахроматической растяжки.

Тема 2. Выполнение 2-х тоновой и 3-х тоновой ахроматических композиций;

Тема 3. Построение 4-х однотоновых хроматических растяжек.

Тема 4. Выполнение на их основе соответственно: 1-но тоновой, 2-х тоновой хроматических композиций.

Тема 5. Выполнение 3-х тоновой и 4-х тоновой хроматических композиций;

Тема 6. Построение хроматического круга.

Тема 7. Построение хроматического круга.

Тема 8. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний 4-х групп родственных цветов.

Тема 9. Построение хроматической композиции на основе родственных сочетаний цветов;

Тема 10. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов: диады, триады.

Тема 11. Построение композиции на основе одного из сочетаний родственно-контрастных цветов.

Тема 12. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний контрастных цветов.

Тема 13. Построение контрастной композиции.

Тема 14. Построение цветовой звезды.

И. Иттена.

Тема 15. Построение цветовой звезды И.

Тема 16. Построение гармоний по цветовой звезде И.

Тема 17. Построение гармоний по цветовой звезде И.

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине В качестве самостоятельной работы студентам предлагается выполнить задание по изучению цветовых закономерностей в природе.

3.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа предусматривает ознакомление с существующими аналогами, поиск примеров гармоничных цветовых сочетаний природных и искусственных форм.

Закономерности цветового строя есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой абстракцию цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-новому или по-своему. В этом смысле действительность, природа являются источником, оригиналом.

В основе композиции должен лежать избранный природный образец (ракушка, лист дерева, цветок, кора дерева, перо птицы и т.д.) на основе которого проводится анализ цветовой природной гармонии.

Цель задания: научиться анализировать природные образы, раскладывая сложную цветовую гамму на простые составляющие.

Основная задача заключается в выполнении ряда цветовых растяжек и стилизованной композиции на основе цветового пятна.

Дисциплина «Цветоведение и колористика» занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего дизайнера.

Влияние светоцветовой среды на жизнедеятельность человека, замеченное еще в далеком прошлом, остается предметом постоянного внимания и в наше время, что обусловлено стремлением к эстетизации окружающей людей обстановки. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой цвет не имел бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер науки о цвете.

Предложенная литература поможет студентам разобраться и успешно решать поставленные учебно-методические задачи.

В книге Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006 – рассмотрены основы теории цвета, способы и методы построения различных цветовых моделей. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом, позволяющим понять, как с помощью цвета можно передать различные состояния природы и эмоциональное настроение человека.

Композиция в дизайне: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества. Раскрываются средства, примы и принципы этого построения. Датся разврнутый ряд методических указаний по практическому применению предлагаемого материала в учебном процессе.

В книге Л.Н. Мироновой Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 1984 с.

сделана попытка собрать воедино разрозненные сведения о цвете как элементе культуры различных времен и народов и на этой основе воссоздать некоторую общую картину возникновения и развития науки о цвете, а также показать ее современное состояние.

Книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена – швейцарского художника, крупнейшего исследователя цвета и одного из ведущих преподавателей Баухауза написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга адресована архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.

Книга Агранович – Пономарвой Е.С., Литвиновой А.А. Архитектурная колористика: практикум. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 122 с.

Содержит сведения по основам цветоведения и колористики, позволяющие студентам изучить закономерности цветового воздействия на человека и применить эти знания при решении всего многообразия дизайнерских задач.

В учебном пособии Н.Н. Степанова Цвет в интерьере – изложены общие теоретические основы архитектурной полихромии в интерьере жилых и общественных зданий, а также даны рекомендации о практическом применении цвета в интерьере.

3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

1. Что такое цвет. Определите его роль в жизнедеятельности человека.

2. Расскажите о символике цвета.

3. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Построение диады.

4. Назовите основные характеристики цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Расскажите о цветовом тоне, светлоте и насыщенности.

5. Назовите типы контрастов. Охарактеризуйте их.

6. Какую характеристику локальным цветам дает В.Кандинский.

7. Последовательный контраст. При каких условиях он возникает.

Приведите примеры.

8. От чего зависит пространственное действие цвета. Проанализируйте возможность эффекта глубины в цветовых комбинациях.

9. Расскажите о формообразующих свойствах цвета.

10. Контраст цветов. Симультанный контраст. Условия возникновения и нейтрализации симультанного контраста.

11. Сколько цветов различают в спектре. Что получается, если подавлен один из цветов спектра. Почему? Объясните суть открытия И.

12. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов. Расскажите о специфических особенностях пар дополнительных цветов.

13. Расскажите о психологии воздействия цвета на человека.

14. Однотоновые гармонические сочетания. Три условия построения ахроматических композиций.

15. Расскажите о субъективных характеристиках цвета, связанных с различными ассоциациями.

16. Хроматический круг. Порядок образования. Первичные, вторичные цвета.

17. Построение трехтоновых ахроматических композиций.

18. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение триад. Какие фигуры участвуют в их образовании.

19. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение гармонических сочетаний из 4-х компонентов цветового круга.

20. Объясните строение и работу глаза. Почему глаз воспринимает определенный диапазон волн.

21. Перечислите факторы, влияющие на восприятие цвета.

22. Расскажите о взглядах на гармонию художников прошлого.

23. Какова роль света в жизнедеятельности человека. Какие источники света вы знаете.

24. Какие существуют оптические методы образования цвета.

25. Систематизация цветов В.Оствальда (двойная пирамида). Расскажите о цветовом шаре Отто Рунге.

26. Для чего дизайнеру необходимо знание психологических свойств цвета.

27. Расскажите о гармонических сочетаниях теневых рядов в композиции.

28. Цветовая звезда И. Иттена. Принцип построения.

29. Какую разновидность гармонии имеют ввиду, когда говорят о колорите?

30. Построение цветовых гармоний по цветовой звезде И. Иттена.

Какие фигуры участвуют в образовании гармоний.

31. Какие цвета в оптической смеси дают ахроматический тон. Расскажите об их свойствах.

–  –  –

1. Буймистру Т. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии. Издательство: Ниола-пресс, 2013 г.

2. Иттен Иоханнес: искусство цвета 9-е издание. М.: Издательство:

Д. Аронов, 2014 г.

3. Кравцова Т.А. Основы цветоведения: учебно-методическое пособие/ Т.А. Кравцова, Т.А. Зайцева, Н.П. Милова. – Владивосток:

Изд-во ВГУЭС, 2002 – 64 с.

4. Устин В.Б. Композиция в дизайне: учебное пособие / В.Б. Устин.

– М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере / Н.Н. Степанов. – К.: Вища шк.

Головное изд-во, 1985.-184 с.

2. Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства / В.Г. Власов. – СПб.: Образование, 1997

3. Чидзиева Хидеяки: гармония цвета, руководство по созданию цветовых комбинаций: пер с англ./ И.А. Бочкова. – М.: ООО «Ииздательство АСТ», 2003. – 142 с.: ил.

4. Цветовая гармония интерьера / Советы профессионалов: пер с англ. 2000. – 128 с.

4.3. Полнотектовые базы данных

1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont.ru/

2. Электронная библиотека BOOK.ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK.ru. Режим доступа: http://www.book.ru/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

4. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.

Блестящие поверхности – поверхности, имеющие блики, кажущиеся с различных направлений различно яркими.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ"); процесс формирования этого образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс").

Выразительность – качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.

Гармония (от греч. "harmonia" – "связь", "стройность", "соразмерность").

Цветовая гармония – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

Доминанта (от лат. "преобладание", "господствование") цветовая – это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.

Декоративность – качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем.

Динамика цветовая – это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

Цветовое зрение, цветовосприятие – способность глаза различать цвета, то есть ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.

Иррадиация – кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.

Колористика (от латинского "Color" – цвет) – раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Колорит (итал."Сolorito", от лат. "Color" – краска, цвет) – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит – важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т.к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный.

Комбинаторика (от лат. "соединять") – тип упражнений в которых различные сочетания, составляются из заданных элементов (напр. цветовых) по определенным условиям Константность восприятия – тенденция воспринимать устойчивыми и неизменными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.).

Контраст (от французского "соntraste") – резко выраженная противоположность. Контраст – сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. Контраст – мера индукции (см.

индукция), т.е. мера различия цветов. Большой контраст – большое влияние цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция.

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст). Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

Круг цветовой – система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Локальный цвет – цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

Матовые поверхности – поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся одинаково яркими с различных направлений Моделировка – в изобразительном искусстве: передача объемнопластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура и рельеф). Моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций.

Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического.

Нюанс (франц. "nuance" – "оттенок", "переход") – тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую.

Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Одновременный контраст – изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

Основные цвета – три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Отношения цветовые – это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Оттенок – небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Пограничный контраст – цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен.

Плоскостной цвет – принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане.

Последовательный контраст – изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.

Пространственный цвет – бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и среды (небо, вода), пленэрная живопись, валры.

Пурпурные цвета – цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных – красного и фиолетового.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Ритм – равномерное расположение размерных элементов, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей цветовых оттенков. Ритм – это одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, цветовых пятен и т.д.).

В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным.

Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается е воздействие на зрителя.

Цветовой ряд – это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов: ряды по яркости (светлоте); ряды по насыщенности (чистоте); ряды по цветовому тону.

Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Свет – элктромагнитное волновое движение.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Синестезия (от греч. "synaisthesis" – "соощущение") – явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Например, при звуках музыки возникает ощущение цвета, или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные или вкусовые ощущения и т.д.

Спектр – последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном.

Статика цветовая – частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности.

Теплые цвета – цвета красные, краснооранжевые, оранжевые, желтооранжевые, желтые и желтозеленые.

Тон цветовой – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных.

Цветовой тон – это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Фактура (лат. "faktura" – "обработка", "строение") – характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

Холодные цвета – цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Цвет – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет (от лат. "color" – "цвет") – один из основных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает материальные свойства, (качества) предметного мира.

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д.

Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.

Выделяют четыре типа цветовых композиций:

полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах;

трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета;

многоцветие, которое строится на четырех и более цветах.

Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. По отношению к краскам чистоту цвета определяют как долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси.

Шкала цветовая равноступенчатая – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какоголибо цветового качества.

Эффект Пуркине – изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения.

Политики в стране – экспортере нефти Москва Electronic copy available at: http://ssrn.com/abstract=2170446 УДК 336.74.02 ББК 65....»

«2013.01.039 чается в создании необходимых правовых, организационных и ценностных структур, поддерживающих инновационную активность и обеспечивающих благоприятную среду для широкомасштабных нововведений. В системе государственного регулирования экономики ведущее значение придается подсистеме развития, что связано с ключевой ролью НТП в обеспе...»

«Бояр А. А. Дифференциация «полезности», получаемой государствами от участия в интеграционной группировке // Региональные исследования. – 2014. – № 2 (44). – С. 51–56. Бояр А.A. (Киев) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «ПОЛЕЗНОСТИ», ПОЛУЧАЕМОЙ ГОСУДАРСТВАМИ ОТ УЧАСТИЯ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ГРУППИРОВКЕ Boiar A.A.DIFFERENTIATING UTILITY RECE...»

Курса экономического факультета ГАОУ ВПО «ТГАМЭУП» Котлярова Ю. Н. Понятию федерально...» ПОВЛИЯВШИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ ОБЩАЯ ОЦЕНКА ДЕЛОВОГО КЛИМАТА ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ БИЗНЕСА КАДРЫ И Р...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Хотите получить знания по колористике волос, быстро, без зазубривания материала? Онлайн-школа колористики ArtHairs, открывает для вас двери в мир профессионального парикмахерского искусства.

Курс «Программа по колористике» - включает в себя свыше 50 часов обучающего видео, более 800 практических задач и вебинары. Здесь вы получите пошаговый алгоритм решения колористических задач, научитесь правильно красить волосы краской.

Светлана Андреева: искусство колористики

Обучение колористике волос, это достаточно сложный процесс, в котором используется химия. Порой разобраться с этим самостоятельно бывает невозможно. В курсе вы получите таблицы по окрашиванию, домашние задания и контроль знаний от опытного преподавателя.

В программе:

  • Натуральная база;
  • Работа с седыми волосами;
  • Окрашенная база;
  • Сложная колористика.

Ведущая курса Светлана Андреева проводит обучение колористике с нуля. Открывает секреты и лайфхаки, которые помогут получить знания, даже тем слушателям, которые только начинают осваивать профессию парикмахера.

Научитесь работать с волосами, как профессионал, увеличьте поток клиентов и вас будут рекомендовать друзьям и знакомым.