Горы землетрясения извержения вулканов презентация. Презентация на тему "Землетрясения и вулканы" в формате powerpoint. Фрагменты из презентации

Методическая разработка урока географии в 5 классе «Землетрясения и вулканы»

Маслиенко Лариса Анатольевна, учитель МБОУ СОШ №96 г. Барнаул, Алтайский край.
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока географии в 5 классе по ФГОС «Землетрясения и вулканы». Данный материал будет полезен учителям географии в общеобразовательном учреждении. Это конспект урока по учебнику географии И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И.Сонина.

Цели:
Образовательные – формировать представления о землетрясениях, вулканизме.
Развивающие – развивать географическое мышление, устную речь; расширять кругозор, умения анализировать текст.
Воспитательные - формировать умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету.

Методы: наглядный, частично- поисковый, практический.
Формы: индивидуальные, фронтальные.

Этапы урока:
I. Организация урока.
II. Мотивация и целепологание.
III. Основной.
IV. Рефлексивно- оценочный этап.
V. Домашнее задание

Оборудование урока: Физическая карта полушарий, учебник, рабочая тетрадь, атлас, компьютер, проектор.

Планируемые результаты:
Предметные: Научатся называть и приводить примеры природных явлений в земной коре.
Научаться устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса на Земле.
Метапредметные УУД:
Познавательные : ставят и формулируют цели и проблему урока.
Коммуникативные : принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: составляют план последовательности действий.
Личностные УУД: Выражают устойчивый учебно - познавательный интерес к новым способам решения задач. Осознают целостность природы Земли.
ХОД УРОКА
I Этап: Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию. (Учитель обеспечивает положительный эмоциональный, комфортный настрой, - что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания)

П Этап:
На прошлом уроке мы изучили строение Земной коры. Земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии состоит из отдельных частей- плит. Плиты очень медленно движутся по размягченному, пластичному слою мантии. Что происходит на границе литосферных плит?
Назовите тему нашего урока «Землетрясения и вулканы.» (слайд№1)

Ученики называют цель урока «Формировать представления о землетрясениях, вулканизме.» (слайд№2)
Ш Этап:
Ученики рассматривают слайд№3 , находят районы землетрясений на карте и делают вывод, что вблизи границ плит возникают землетрясения. Плиты движутся горизонтально и вертикально, края соприкасающихся плит «застревают», плиты сдвигаются и возникают подземные толчки.

В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. (слайд№5)
Ученики рассматривают слайд№ 6 , определяют зависимость между силой землетрясения в баллах и вызванными им разрушениями.


Слайд№7 позволяет учащимся более наглядно увидеть последствия землетрясения.
Вдоль границ литосферных плит располагаются особые по форме и составу пород горы, которые называют Вулканами.
Место где находится расплавленная магма называется очагом магмы.
Магма поднимается на поверхность земли, прожигая себе проход, который называется жерлом. В верхней части горы находится кратер. Магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы и застывает, образуя слои застывшей лавы. (слайд№8)
В зависимости от деятельности вулканов их делят на действующие и потухшие (слайд№ 9)
Действующие- это вулканы которые извергаются или извергались на памяти человечества.
Потухшие- это вулканы об извержении которых не сохранилось никаких сведений.
Видиофрагмент слайда № 10 знакомит учащихся с дейструющем вулканом Этна.
При извержении вулканов земля вокруг покрывается слоем вулканического пепла. Вулканические бомбы и лава вызывают пожары, которые сжигают все живое на своем пути. (слайд№ 11)
После изучения материала ученикам нужно приступить к индивидуальному заданию в рабочей тетради.
Задание №1
На контурной карте обозначить сейсмические зоны Земли.
Задание №2
Обозначить на той же контурной карте вулканы: Каратау, Ключевая Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисоба, Килиманджаро, Камерун, Этна.

IУ Этап:
1. Что вы узнали нового на уроке?
2. Что было для вас интересно?
3. Что сложного было для вас?

Презентация на тему: Землетрясения и вулканы

Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера. «Землетрясения и вулканы»

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда. Сотрясенье земли унесло города… Все оковы небес разомкнуться смогли. Свел разгул сотрясенья суставы земли, Сжал он бедную землю в такие тиски, Что огромные скалы разбил на куски… Низами

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.

В 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира; в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы; в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.

12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). Слабые — 1-3 балла Умеренные — 4 балла Довольно сильные – 5 баллов Сильные – 6-7 баллов Разрушительные — 8 баллов Опустошительные – 9 баллов Уничтожающие – 10 баллов Катастрофические – 11-12 баллов.

Вот некоторые печальные цифры. 1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли.

Признаки близкого землетрясения: резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение; запах газа в районах, где раньше этого не было; беспокойство птиц и домашних животных; слабые толчки земной поверхности; нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

Правила безопасного поведения во время землетрясения. При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение 15-20 минут. Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание. Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Не допускать возникновения паники. Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

Магма – это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой.

Как предсказать предстоящее извержение? Вот некоторые признаки: Усиление сейсмической активности. «Ворчание» , доносившееся из кратера вулкана и из-под земли. Запах серы, исходящий из протекающих рядом с вулканом рек и ручьев. Выпадение кислотных дождей. Вырывающиеся время от времени из кратера газы и пепел.

Что делать, если извержение застигло вас на улице? Если вы едете на машине, то колеса обязательно увязнут в слое пепла. Машину надо оставить и выбираться пешком. Необходимо опасаться шаров из раскаленной пыли и газов (бомб). Обязательно не поддаваться панике и постараться эвакуироваться в безопасный район.

11 баллов по шкале Рихтера. Подземные толчки и колебания земной поверхности. Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу. Техническое средство, используемое для эвакуации пострадавших с места трагедии. Страна, в которой произошло сильнейшее землетрясение 20 века.

Единица измерения интенсивности землетрясения. Выбрасывание из жерла вулкана пара, газов, магмы, горных пород. Место в глубинах земли, где зарождается землетрясение. Техническое средство в подъезде, которым нельзя пользоваться во время землетрясения. Магма, излившаяся на поверхность.

Место на поверхности земли, наиболее близкое к центру землетрясения. Вулкан, который похоронил три города в Италии. Тяжелое последствие землетрясения для зданий и сооружений. Город, стертый с лица земли во время землетрясения 1988 года. Ученые, следящие за состоянием недр в районах действующий вулканов.

Землетрясения.

Вулканизм.


Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сейсмология

(«сейсмос»- колебания).

сейсмограф


Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.

Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.

Схема землетрясения




Баллы

Явления

Человек не чувствует.

Небольшие движения люстр, звон посуды.

Падают небольшие предметы.

Отмечаются трещины на стенах домов.

Разрушение построек.

Разрушаются многие постройки.


Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.






Везувий зев открыл. Дым хлынул клубом.

Пламя широко развилось, Как боевое знамя. Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом Толпами, стар и млад, Бежит из града вон.

Карл Брюллов «Гибель Помпеи»






Приготовьте заранее и держите всегда наготове

документы

одежду по сезону

продукты

Электрический


Выберите правильный ответ.

1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:

а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф г) жерло

2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:

а) тектоническими в) сейсмически активными

б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.

3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:

а) конусовидный б) щитовой.

4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:

а) потухший б) действующий.

5. В глубине вулкана находится:

а) кратер б) лава в) очаг магмы г) вулканическая бомба.

6. Вставьте пропущенное слово.

Вулкан – это... , в верхней части которой есть углубление - ... .

Излившаяся на поверхность магма называется... .

Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии


Обычно землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит.

Эти плиты находятся в постоянном движении. Плиты движутся по горизонтали и по вертикали. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки.

Районы, где особенно часты землетрясения, называют сейсмически активными (от греческого слова «сейсмос» – землетрясение.

Место, где происходит сдвиг горных пород называют очагом землетрясения.

Над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения. Его называют эпицентром (слово «эпи» в переводе с греческого означает «над»).


Карта крупнейших землетрясений

Литосферные плиты разделены глубинными разломами. Существуют 6 больших плит и более 20 плит меньшего размера. Литосферные плиты подвижны. Большинство землетрясений сосредоточено в двух протяженных, узких зонах. Одна из них обрамляет Тихий океан, а вторая тянется от Азорских о-вов на восток до Юго-Восточной Азии. Выделяется также зона меньшего размера в центральной части Атлантического океана, следующая вдоль Срединно-Атлантического хребта.



Прибор для определения силы землетрясения.

Сила землетрясений определяется по шкале Рихтера в баллах от 1 до 12 баллов.





Цунами - длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения , во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн




Вулканы называют огнедышащими горами.

Название произошло от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Вулкан – это гора конической формы

в верхней части которой имеется углубление – кратер, из которого изливается расплавленная лава.



Карта крупнейших вулканов


Если лава густая и вязкая, то она быстро остывает, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это КОНИЧЕСКИЙ вулкан.


Жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие.

Это ЩИТОВЫЕ вулканы.