Занятие составлению рассказа старшей группе. Составление рассказа в старшей группе. Занятие по развитию речи в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Конспект организованной деятельности по развитию речи в старшей группе

Тема: «Составление рассказа на предложенную тему»

Подготовила и провела

воспитатель: Ахмедова

Наталья Владимиров

Арзамас 2013 год а

Задачи: 1.Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный текст.

2.Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

3.Уточнить и закрепить правильное произношение звуков з, ж , изолированных, в словах и фразах; учить произносить эти звуки протяжно, с различной силой голоса (громко, тихо); учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками.

4. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Материал: картинки с изображениями гномов; картинки с изображениями животных: заяц, коза, зубр, жираф, медведь, журавль.

Ход занятия:

В.: Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется « Слова наоборот». Я буду вам говорить слова, а вы должны мне придумать слова «наоборот», т.е. слова с противоположным значением.

Игра « Слова наоборот»

Добро (зло ), труд (лень ), храбрость (трусость ), страшный (красивый ), сильный (слабый ), вперед (назад ), легко (трудно ), начало (конец ), день (ночь ), пасмурно (ясно) .

В. : Молодцы, с заданием справились. Ребята, давайте вспомним сказку « Белоснежка и семь гномов», которую мы с вами читали на прошлой неделе. О ком говорится в этой сказке? (О Белоснежке и гномах )

В.: Вы не помните, как их звали? (Ответы детей )

В.: Ребята, вы сможете сказать, глядя на эти картинки, кто из них кто? (Дети показывают и называют)

В.: Почему вы так думаете? Как вы догадались? (Ответы детей )

В.: Ребята, вы не знаете, почему их так назвали? (Ответы детей )

В .: Послушайте, а я вам прочитаю, почему же так назвали гномов. (Читает сказку со слов « Жили они в бедной…»)

В .: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

Кто такие гномы?

Как звали гномов из сказки?

Почему же их так назвали?

Дети отвечают. Если они затрудняются в ответе на какой-либо вопрос, можно использовать вопросы-подсказки.

Как звали самого старшего, самого умного гнома, которого все слушались?

Как звали гнома, который все время чихал?

А кто все время молчал?

Кто любил спать? А кто ворчать?

Кто всегда стеснялся?

Кто всегда был веселым?

В .: Попробуем придумать короткий рассказ о том, как гномы праздновали новоселье. Но сначала представьте, что мы с вами находимся на празднике у гномов и танцуем вместе с ними. Это поможет нам при составлении рассказа.

Воспитатель предлагает детям потанцевать под музыку.

В.: Молодцы, ребята. Мы с вами окунулись в атмосферу праздничного настроения и веселья, совсем как братья- гномы. Сейчас придумайте рассказ о новоселье гномов.

Дети составляют рассказ.

В .: Ребята, вы просто замечательные сказочники.

Физкультминутка (в кругу).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют соответствующие движения.

В .: Послушайте 2 стихотворения, которые я буду читать, и скажите, какой звук чаще в них слышится. Но для начала скажите мне, чем отличается звук от буквы.

Дети : Буквы пишутся, а звуки произносятся.

В .(читает ): Зайка.

На замок закрыли Зайку.

Он сидит и ждет хозяйку.

В .: Какой звук чаще всего слышится в этом стихотворении. Произнесите его четко. (Дети произносят)

В .: Послушайте, как я произнесу этот звук. (В. протяжно произносит звук з )

В .: Произнесите его так же, как я. (Дети произносят звук з протяжно )

В .: В каких словах стихотворения слышится этот звук? (Зайка, замок, закрыли, хозяйку )

В.: Теперь слушайте второе стихотворение:

Жук в коробочке лежит

И в коробочке дрожит.

В .: Какой звук слышится здесь часто? Четко произнесите его.

Дети произносят звук ж.

В .: Послушайте, как протяжно можно произнести звук ж . Произнесите его.

Дети произносят протяжно звук ж.

В .: В каких словах вы услышали этот звук? (Жук, лежит, дрожит )

В .: Ребята, давайте поиграем с вами в эхо. Один из вас должен произнести звук ж громко, другой – тихо.

Дети произносят.

В .: А теперь посмотрите на картинки и назовите животных, в названиях которых есть звук з . Теперь назовите животных, в названиях которых слышится звук ж.

Ответы детей.

В .: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

«Дети лепят снеговика»

Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.

Программное содержание.

  • учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
  • уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;

Развивающие задачи:

  • упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
  • упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
  • упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
  • закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

  • круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация

Ход НОД

1. Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!

(Дети здороваются)

Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

Игра «Доскажи словечко»

«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»

«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»

«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»

«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»

Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?

2. Дидактическая игра «Подбери слово».

Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.

Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).

Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.

Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).

3. Составление предложений о зиме.

Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.

Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.

Прочитай свое предложение.

Сколько слов в твоем предложении?

Какое первое слово? Второе?

Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.

Слайд № 4

4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»

Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.

Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,

Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.

5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за» , обозначающих пространственное расположение предметов,

– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).

6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.

С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)

Дима, какое время года изображено на картинках?

Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)

Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)

Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)

А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)

На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.

Для чего он это делает?

Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.

Что нарисовано на второй картинке?

На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.

А что происходит на следующей картинке?

На этой картинке Петя слепил самый большой ком.

Что нарисовано на следующей картинке?

Здесь Дима слепил ком поменьше.

На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.

Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне

7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок - «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка - Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы - и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.

А что теперь подсказывает нам наша схема? (мы должны расставить картинки в правильной последовательности).

И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.

8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок

9. Итог занятия

Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?

Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.

Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»

Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.

Камаева Н.Е.,
учитель-логопед

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

обогащение словаря ребенка.

Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

«Лежалал между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей - лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку: -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /

Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


Авторы: Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
Дата публикации: 24.04.2017
Раздел: дошкольное образование

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект открытого занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа по картине с

использованием ИКТ»

Подготовила и провела: воспитатель

Соломонова Анна Николаевна,

первой квалификационной

Саранск, 2017

Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на

Образовательные:

продолжать

формировать

отгадывать

загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать

картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

составлять

целостный

сюжетной

пользуясь

разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.

Развивающие:

развивать

вариантов,

придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений

к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

воспитывать

выслушивать

перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение

и любовь к живой природе.

Интеграция образовательных областей.

«Социально

коммуникативное

развитие»

Формировать

нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к

природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в

«Познавательное

развитие»:

продолжать

знакомить

особенностями составления описательного рассказа по картине.

наблюдать

описывать,

углублять

уточнять

весенних

особенностях в природе.

«Физическое

развитие»:

формировать

правильную

умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к

самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки

ценностно-смысловому

восприятию

пониманию

произведений

изобразительного

искусства

становление

эстетического

отношения к окружающему миру.

Методические

приемы:

организационный

художественное

слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая

«Подбирай.

Запоминай»,

объяснение,

слайдовый

пояснение,

напоминание,

физкультминутка

(перевод: «Весна,

приди…»)»,

продуктивная

деятельность

составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,

рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности

детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности

фронтальная

приводит

повышению

умственной

активности,

побуждает

самовыражению.

Индивидуально-

дифференцированный

осуществляется

испытывающим

трудности при составлении рассказа.

Предварительная работа по образовательным областям:

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по

продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,

изготовление

дидактических

Слушание

произведений

мордовских

композиторов

Сураева-Королева

Тялонесь»,

Аверкина «Пробуждение природы».

2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра

речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,

мнемотаблицами «Времена года».

3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние

рассматривание

альбомов,

весенними

явлениями

4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,

пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов

«Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато

«Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.

Скребицкий «Сказка о Весне».

5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет

птиц», «Скворечники», «Речка-берег».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция

Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение

природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.

Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики

Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное

сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

(1 СЛАЙД)

Воспитатель

(воспитатель

организовывает

взявшись

руки):

обратили

внимание

прекрасный

просыпается

настроение

улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при

встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи

Посмотрите,

поздоровайтесь с ними.

Дети : Здравствуйте.

(Дети проходят на стульчики в цент группы).

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это

так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )

(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):

«Кто пришёл так тихо - тихо?

Ну конечно не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»

Воспитатель :

Правильно.

признаки

услышали

Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что

зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились

первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)

Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?

Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?

Дети : Сейчас идет месяц апрель.

Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?

Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: (5

СЛАЙД)

корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я

подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети

будут добавлять.

(Дети называют прилагательные и получают цветочки)

Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».

Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);

Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).

Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).

Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).

перелетные).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне

мы вспомнили. (6 СЛАЙД)

Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну

зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и

пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести

закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими

теплыми лучами нашу группу.

проговаривают

мордовскую

закличку

исполнением

движений.

композитора Ген.

Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).

Физкультурная минутка

сак,сак! Весна, весна приди!

кантт! Теплый дождь нам принеси!

Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!

(Деть проходят на места)

(7 СЛАЙД)

Воспитатель :

Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои

Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?

Дети : Перед нами на слайде представлена картина.

Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.

составить

красивый

рассмотреть

Посмотрите

внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так

Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что

с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается

Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и

тона преобладают в ней?

Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,

зеленоватый цвет.

Воспитатель : Какое светит солнце?

Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.

Воспитатель : Какими словами можно описать небо.

Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.

Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?

Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега

побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов

сползают остатки

снега, от теплого солнца началась капель.

Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?

Дети : Дети одеты в облегченную одежду.

Воспитатель : Что делают дети на улице?

Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в

Воспитатель : Кто летает в воздухе?

Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка

будущего потомства.

Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?

Дети : На переднем плане изображены березы.

Воспитатель : Как они изображены на картине?

Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только

набухают почки.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать

художник на этой картине?

Дети :

Художник

рассказать

Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?

Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».

Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю

вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и

будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.

Воспитатель :

послушайте,

использованием представленного плана.

Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими

яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле

появились

проталины.

переоделись

облегченную

Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще

Прилетели

деревьях

будущего потомства.

пробуждается,

возвращается

зимнего сна.

Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

(4-5 рассказов детей).

Воспитатель : Молодцы!

Рефлексия (8 СЛАЙД)

Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше

всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы

рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас

есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,

что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).

Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали

активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и

постараемся найти все приметы весны на участке.

Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.