Амикс 30. Библиотека бронетехники и артиллерии. Ход боевых действий

В начале 80-х годов было принято решение модернизировать танк АМХ-30, и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 м 3 . Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка составляет 12,8 м 3 , из которых 2,0 м 3 приходится на башню.

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция).

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка СМ-105-Р1 французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы ствол снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк. Командирская башенка оборудована десятью перископами, которые обеспечивают командиру танка полный круговой обзор. При глубине брода 2,20 м командир танка при закрытой башенке ведет наблюдение через панорамный перископ и руководит действиями механика-водителя, поддерживая с ним связь посредством внутрипереговорного устройства. При большей глубине на командирскую башенку устанавливается воздухопитающая труба, позволяющая преодолевать брод глубиной до 4 м. На танке имеются две радиостанции и телефон связи с пехотой.

Тактико-технические характеристики среднего танка АМХ-30

Боевая масса, т 32,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9380
ширина 3100
высота 2280
клиренс 450

Броня, мм

монолитная, лобовая противоснарядная

Вооружение:

105-мм нарезная пушка ОЕРА; 7,62-мм пулемет и 12,7-мм пулемет

Боекомплект:

56 выстрелов
Двигатель "Испано-Сюиза", многотопливный, дизельный, воздушного охлаждения, мощность 720 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,71
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 480

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м
ширина рва, м
глубина брода, м 2,20 с подготовкой (с ОПВТ свыше 4,0 м)

Танки АМХ-63 начали поступать в войска с 1965 года. Разработка танка, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Иссиле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск АМХ-30 начался в 1966 году. До 1989 года выпущено немногим более 2340 машин. Эти танки находятся также на вооружении армий Венесуэлы (81 единица), Греции (190), Испании (299), Объединенных Арабских Эмиратов(64),Чили(21). В армии Саудовской Аравии имеется 290 танков, выполненных в варианте АМХ-305, предназначенных для ведения боевых действий в условиях пустыни. 24 такие машины поставлены Катару. Корпус танка АМХ-30 сварной, выполнен из катаной брони, башня цельнолитая обтекаемой формы. Место механика-водителя находится в передней части машины слева, остальных трех членов экипажа - в башне.

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой СМ-105-Р1. Ствол (длинна 56 калибров) имеет теплоизоляционный кожух из магниевого сплава. Дульного тормоза и эжектора нет. Удаление газов из канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Готовые к стрельбе выстрелы в количестве 19 штук хранятся в нише башни, а остальные 28 - в корпусе, справа от механика-водителя. В боекомплект входят унитарные кумулятивные, осколочно-фугасные, дымовые и осветительные снаряды. Возможно также ведение огня снарядами английской пушки 17, установленной на многих танках, в том числе серии М60 и "Леопард-1 ".

С орудием спарена 20-мм пушка, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от основного вооружения. На первых серийных машинах вместо нее использовался 12,7-мм пулемет. На командирской башенке на турели смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением с места командира или наводчика. По бортам башни расположены дымовые гранатометы, с помощью которых танк полностью может быть скрыт дымовой завесой за 8 секунд. В передней части командирской башенки находится перископический прицел командира с ИК-приставкой, а по окружности расположены десять смотровых перископов. Для измерения дальности командир пользуется монокулярным дальномером. Для наводчика имеются дневной и ночной прицелы, а также два перископических прибора наблюдения. В случае необходимости командир может брать управление стрельбой на себя.

На танке АМХ-30 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения НЗ-110 с турбонаддувом. Механическая трансмиссия включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и пять заднего. По пересеченной местности танк способен двигаться со скоростью до 40 км/ч. Установка новых топливных баков емкостью 970 л позволила довести запас хода до 600 км. Подвеска ходовой части торсионная, с пятью опорными катками с каждого борта и задним расположением ведущих колес. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные, со съемными резиновыми подушками. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды глубиной до 1,3 м танк преодолевает без подготовки.

Источники:

  • Шунков В. Н. "Танки";
  • Н. Л. Волковский "Современная боевая техника. Сухопутные войска";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • Foss F. Ch.: Jane"s tank & combat vehicle recognition guide;
  • Igor Witkowski: Czołgi"94. Warszawa: Wydawnictwo WiS, 1994
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
  • Caiti, Pierangelo (1978). Modern Armour - The world"s battle tanks today.

Основной танк AMX-30
Франция

Разработка танка, в предстоящем получившего заглавие АМХ-30, стартовала в 1957 году на базе общих с ФРГ и Италией тактико - промышленных притязаний к главному военному танку 60-х годов

Существо танка для сухопутных войск Франции было продолжено муниципальным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой силе и подвижности. Серийный выпуск АМХ-30 начат в 1966 году. В начале 80-х годов принято решение модернизировать танк АМХ-30 и с 1982 года улучшений образец, получивший название АМХ-30В2, начал попадать в войска. опосля остановки в 1986 году изготовления АМХ-30В2 для вероятной поставки на экспорт были разработаны искусные эталоны танков АМХ-32 и АМХ-40. Однако, ввиду недоступности энтузиазма у французской армии и импортеров к данным машинам, их создание не начиналось.

Танк обладает традиционную схему единой компоновки. Механик-водитель находится в носовой части корпуса, его рабочее пространство смещено к левому борту Командир танка и наводчик пребывают в военном филиале справа от пушки, заряжающий - слева. военное филиал занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное филиал располагается в кормовой части корпуса и занимает размер 5,3 куб. м. Топливные баки единой емкостью 960 л. расположены в филиале управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в фронтальной части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). единый забронированный размер танка составляет 12,8 куб. м, из коих 2,0 куб. м приходится на башню.

Основным вооружением танка считается 105-мм нарезная пушка CN-105-FI французского производства. Ее особой спецификой считается недоступность эжектора. Продувка ствола осуществляется ужатым воздухом, а для удаления пороховых газов из военного филиалы употребляются специализированные вентиляторы. Для увеличения точности перестрелки ствол обеспечен теплозащитным кожухом. перестрелка проводится унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки делается вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни присутствует особый люк. Предусмотрено дублированное управление пламенем от командира танка. Он обладает возможность вести перестрелку из главный пушки и спаренной 20-мм АП утром и ночью. Для разведки целей и наведения пистолета в задача у командира присутствует главный и дополнительный прицелы. В качестве главного употребляется комбинированным дневной-ночной перископический прицел М496, имеющий восьмикратное увеличение. В системы прицела интегрированы дальномерный и ночные - низкоуровневый телевизионный и интенсивный инфракрасный каналы. Для подсветки целей в ночь у командира установлен инфракрасный прожектор РН9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапазоне 600 - 800 метров. запасной дневной прицел командира обладает десятикратное увеличение. Основной прицел наводчика М581 действует вместе с лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. повышение прицела десятикратное. Дальномер гарантирует измерение дальностей в спектре 300-10000 метров. Электронный баллистический вычислитель принимает во внимание отличия критерий перестрелки от обычных и производит исправления на скорости цели и танка, дальность до цели, побочный ветер, наклон оси цапф, износ канал ствола, температуру воздуха и атмосферное давление. Для перестрелки в ночь у наводчика присутствует перископический монокулярный подсветочный прицел Подсветка целей осуществляется ксеноновым прожектором РН-88 дальность обнаружения целей добивается 1100 метров. Телевизионная камера смонтирована извне на правой стороне башни и передает изображение на экраны командира танка и наводчика. В качестве дополнительного пистолета употребляются спаренная с главный 20-мм автоматическая пушка М963 и зенитный пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке, 20-мм автоматическая пушка расположена во запасной бронемаске, имеющей вероятность двигаться вне зависимости от основной, обеспечило ей угол возвышения до 40 градусов.

Корпус танка сварной, носовой узел - литой. высокий лобовой лист корпуса обладает толщину 80 мм и крен 68 градусов. Броневые составной части корпуса монолитные, борта шириной 57 мм. Башня танка литая. Для обороны экипажа от действия поражающих причин ОМП установлена ФВУ танк комплектуется оборудованием для дегазации в последствии поступков в критериях использования 0В. Для наиболее удобных критерий работы экипажа учтена система кондиционирования. оборона от пожара поддерживается аппаратом быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес употребляются 4 гранатомета калибра 80 мм.

На танке в общем блоке с коробкой и обслуживающими системами установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель жидкостного замараживания с горизонтальным месторасположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). запуск мотора делается электростартером. Двухпоточная гидромеханическая коробка ENC 200 включает сложную гидропередачу с автоматом включаемым блокировочным фрикционом, обычную трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую 5 передач фронтального хода и 3 - заднего, и дифференциальный преспособление поворота с гидрообъемной передачей в доп приводе. индивидуальностью системы считается применение суммирующего планетарного ряда наружнего зацепления. ГОП - аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения употребляются дисковые тормоза высохшего трения. Система управления перемещением - электро-механогидравлическая. Ходовая часть танка - пятиопорная, с задним месторасположением основных колес. Гусеничный движитель включает 10 двухскатных основных катков с резиновыми шинами, 10 поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, водящие колеса со съемными венцами, гусеницы, состоящие из плотных траков с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания использованы несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на 1-ый и 5-ом узлах подвески. Пробег танка до важного ремонтных работ установлен 10000 км.

Модификации танка АМХ-30

АМХ-30 (1963-1981 гг.) - базовый образец. обладает зрительный прицел-дальномер, стабилизатор вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. мотор HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической коробкой 5SD-200D.

AMX-30S - экспортный вид танка АМХ-30 для поступков в пустыне. выделялся аппаратом боротовых экранов, мотора мощностью 620 л.с. модифицированной системой коробки передач, а помимо прочего интенсивной системой кондиционирования, противотермитной обработкой изоляционных и т.п. материалов.

АМХ-30В2 (1982-1986 гг.) - усовершенствованная система управления огнем, использование телевизионной системы, мотора HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. заместо спаренного пулемета обладает возможность устанавливаться 2 0-мм автоматическая пушка.

АМХ-30 Супер (1988 г.) - модернизированный вид АМХ-30, предложенный категорией германских компаний для Саудовской Аравии. выделяется свежей системой управления огнем, движком мощностью 850 л.с., повышенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, усовершенствованной ходовой частью. Машины, сделанные на базе танка АМХ-30

На шасси АМХ-30 выпускались 155-мм самоходная пушка, зенитная самоходная установка, самоходная пусковая аппарат ракет “Плутон”, бронированная ремонтно-эвакуационная автомашина и танковый мостоукладчик, ЗРК “Роланд”. Производство и поставки на экспорт Танки АМХ-30 производились с 1966 пo 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).

С 1982 года завод перебежал на выпуск танков АМХ-30В2, массовое создание коих было прекращено в 1986 году, только выпущено в пределах 2800 автомашин всех модификаций. Помимо Франции, создание танков (AMX-30S) производилось по лицензии в Испании па танковом заводе в городке Севилья. Кроме французской армии, танки АМХ-30, AMX-30S и АМХ-30В2 состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Чили, Кипра.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AMX-30B2

Боевая масса, т 37
Экипаж, чел 4
Высота по крыше башни 2290 мм
Пушка 105-мм нарезная
Боекомплект 47 выстрелов
Дальномер зрительный (лазерный)
Стабилизатор отсутствует
Баллистический вычислитель электронный
Дублированное управление огнем от командира танка
Автоматическая пушка одна, 20 мм
Пулеметы 1 7,62-мм
Броневая защита монолитная
Дымовые гранатометы 4
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 450 км
Двигатель четырехтактный многотопливный дизель
Мощность двигателя 530 кВт (720 л.с.).
Трансмиссия гидромеханическая
Подвеска торсионная
Гусеница с ОМШ
Глубина преодолеваемой аква препятствия с подготовкой 4 м

AMX-30, AMX-32

AMX-30, AMX-32
















AMX-30
Разработка танка, в дальнейшем получившего название AMX-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико - технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром AMX в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск AMX-30 начат в 1966 году. В начале 80-х годов принято решение модернизировать AMX-30 и с 1982 года улучшений образец, получивший наименование AMX-30B2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства AMX-30B2 для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы танков AMX-32 и AMX-40. Однако, ввиду отсутствия интереса у французской армии и импортеров к этим машинам, их производство не начиналось.
Танк AMX-30 имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение танка AMX-30 занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 куб.м. Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка AMX-30 составляет 12,8 куб.м, из которых 2,0 куб.м приходится на башню.
Основным вооружением танка AMX-30 является 105-мм нарезная CN-105-FI французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный . Предусмотрено дублированное управление огнем от командира танка. Он может вести стрельбу из основной пушки и спаренной 20-мм АП днем и ночью. Для разведки целей и наведения оружия в цель у командира AMX-30 имеется основной и вспомогательный прицелы. В качестве основного используется комбинированным дневной-ночной перископический прицел M496, имеющий восьмикратное увеличение. В конструкции прицела включены дальномерный и ночные - низкоуровневый телевизионный и активный инфракрасный каналы. Для подсветки целей ночью у командира установлен инфракрасный PH9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапазоне 600 - 800 метров. Вспомогательный дневной прицел командира имеет десятикратное увеличение. Основной прицел наводчика M581 работает совместно с лазерным дальномером APX M550 и электронным баллистическим вычислителем CO-TAC. Увеличение прицела десятикратное. Дальномер обеспечивает измерение дальностей в диапазоне 300-10000 метров. Электронный баллистический вычислитель учитывает отклонения условий стрельбы от нормальных и вырабатывает поправки на скорости цели и танка, дальность до цели, боковой , крен оси цапф, износ канала ствола, температуру воздуха и . Для стрельбы ночью у наводчика имеется перископический монокулярный подсветочный прицел. Подсветка целей осуществляется ксеноновым прожектором PH-88 дальность обнаружения целей достигает 1100 метров. Телевизионная камера смонтирована снаружи на правой стороне башни и передает изображение на экраны командира танка и наводчика. В качестве вспомогательного оружия у танка AMX-30 используются спаренная с основной 20-мм автоматическая пушка M963 и зенитный пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке, 20-мм автоматическая пушка размещена во вспомогательной бронемаске, имеющей возможность перемещаться независимо от основной, что обеспечило ей угол возвышения до 40 градусов.
Корпус танка AMX-30 сварной, носовой узел - литой. Верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая. Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов ОМП установлена ФВУ танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения 0В. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомета калибра 80 мм.
На танке AMX-30 в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три - заднего, и поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП - аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением - электро-механогидравлическая. Ходовая часть танка - пятиопорная, с задним расположением ведущих колес. Гусеничный включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съемными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. танка до капитального ремонта установлен 10000 км.
AMX-32
Французский основной боевой танк АМХ-30, производство которого началось в 1966 году (выпущено 2800 машин), был вооружён 105-мм нарезной пушкой, а вспомогательное вооружение состояло из 20-мм пушки, наведение которой в вертикальной плоскости могло осуществляться независимо от основного орудия.. Благодаря своей дешевизне, был закуплен для армий многих государств (Греция, Саудовская Аравия, Испания, Венесуэла, Кипр, Катар, Чили). После такого коммерческого успеха танка было решено создать его специальный экспортный вариант. Он был впервые продемонстрирован в 1982 году по названием АМХ-32 и отличался от АМХ-30 бронированием, вооружением и системой управления огнём. В качестве основного орудия могли использоваться как нарезная 105-мм пушка танка АМХ-30, так и гладкоствольная 120-мм пушка. В качестве вспомогательного вооружения по-прежнему использовалась 20-мм автоматическая пушка, но, в отличие от прежней модели она была размещена не справа, а слева от основного орудия.
Модификации танка AMX-30
AMX-30 (1963-1981 гг.) - базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D.
AMX-30S - экспортный вариант танка AMX-30 для действий в пустыне. Отличался установкой боротовых экранов, двигателя мощностью 620 л.с. измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования, противотермитной обработкой изоляционных и т.п. материалов.
AMX-30B2 (1982-1986 гг.) - улучшенная система управления огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может устанавливаться 20-мм автоматическая пушка.
AMX-30 Super (1988 г.) - модернизированный вариант AMX-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л.с., увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью. Машины, изготовленные на базе танка AMX-30
На AMX-30 выпускались 155-мм самоходная пушка, зенитная самоходная установка, самоходная ракет “Плутон”, бронированная ремонтно-эвакуационная и танковый мостоукладчик, ЗРК “Роланд”. Производство и поставки на экспорт. AMX-30 производились с 1966 пo 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).
С 1982 года завод перешел на выпуск танков AMX-30B2, серийное производство которых было прекращено в 1986 году. Всего выпущено около 2800 машин всех модификаций. Помимо Франции, производство танков (AMX-30S) осуществлялось по лицензии в Испании на танковом заводе в городе Севилья. Кроме французской армии, AMX-30, AMX-30S и AMX-30B2 состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Чили, Кипра.
Тактико-техническая характеристика

Библиография:
Зарубежное военное обозрение 9.89

Энциклопедия танков . 2010 .


В начале 80-х годов было принято решение модернизировать танк АМХ-30, и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 м 3 . Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка составляет 12,8 м 3 , из которых 2,0 м 3 приходится на башню.

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция).

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка СМ-105-Р1 французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы ствол снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк. Командирская башенка оборудована десятью перископами, которые обеспечивают командиру танка полный круговой обзор. При глубине брода 2,20 м командир танка при закрытой башенке ведет наблюдение через панорамный перископ и руководит действиями механика-водителя, поддерживая с ним связь посредством внутрипереговорного устройства. При большей глубине на командирскую башенку устанавливается воздухопитающая труба, позволяющая преодолевать брод глубиной до 4 м. На танке имеются две радиостанции и телефон связи с пехотой.

Тактико-технические характеристики среднего танка АМХ-30

Боевая масса, т 32,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9380
ширина 3100
высота 2280
клиренс 450

Броня, мм

монолитная, лобовая противоснарядная

Вооружение:

105-мм нарезная пушка ОЕРА; 7,62-мм пулемет и 12,7-мм пулемет

Боекомплект:

56 выстрелов
Двигатель "Испано-Сюиза", многотопливный, дизельный, воздушного охлаждения, мощность 720 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,71
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 480

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м
ширина рва, м
глубина брода, м 2,20 с подготовкой (с ОПВТ свыше 4,0 м)

Танки АМХ-63 начали поступать в войска с 1965 года. Разработка танка, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Иссиле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск АМХ-30 начался в 1966 году. До 1989 года выпущено немногим более 2340 машин. Эти танки находятся также на вооружении армий Венесуэлы (81 единица), Греции (190), Испании (299), Объединенных Арабских Эмиратов(64),Чили(21). В армии Саудовской Аравии имеется 290 танков, выполненных в варианте АМХ-305, предназначенных для ведения боевых действий в условиях пустыни. 24 такие машины поставлены Катару. Корпус танка АМХ-30 сварной, выполнен из катаной брони, башня цельнолитая обтекаемой формы. Место механика-водителя находится в передней части машины слева, остальных трех членов экипажа - в башне.

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой СМ-105-Р1. Ствол (длинна 56 калибров) имеет теплоизоляционный кожух из магниевого сплава. Дульного тормоза и эжектора нет. Удаление газов из канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Готовые к стрельбе выстрелы в количестве 19 штук хранятся в нише башни, а остальные 28 - в корпусе, справа от механика-водителя. В боекомплект входят унитарные кумулятивные, осколочно-фугасные, дымовые и осветительные снаряды. Возможно также ведение огня снарядами английской пушки 17, установленной на многих танках, в том числе серии М60 и "Леопард-1".

С орудием спарена 20-мм пушка, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от основного вооружения. На первых серийных машинах вместо нее использовался 12,7-мм пулемет. На командирской башенке на турели смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением с места командира или наводчика. По бортам башни расположены дымовые гранатометы, с помощью которых танк полностью может быть скрыт дымовой завесой за 8 секунд. В передней части командирской башенки находится перископический прицел командира с ИК-приставкой, а по окружности расположены десять смотровых перископов. Для измерения дальности командир пользуется монокулярным дальномером. Для наводчика имеются дневной и ночной прицелы, а также два перископических прибора наблюдения. В случае необходимости командир может брать управление стрельбой на себя.

На танке АМХ-30 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения НЗ-110 с турбонаддувом. Механическая трансмиссия включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и пять заднего. По пересеченной местности танк способен двигаться со скоростью до 40 км/ч. Установка новых топливных баков емкостью 970 л позволила довести запас хода до 600 км. Подвеска ходовой части торсионная, с пятью опорными катками с каждого борта и задним расположением ведущих колес. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные, со съемными резиновыми подушками. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды глубиной до 1,3 м танк преодолевает без подготовки.

Источники:

  • Шунков В. Н. "Танки";
  • Н. Л. Волковский "Современная боевая техника. Сухопутные войска";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • Foss F. Ch.: Jane"s tank & combat vehicle recognition guide;
  • Igor Witkowski: Czołgi"94. Warszawa: Wydawnictwo WiS, 1994
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
  • Caiti, Pierangelo (1978). Modern Armour - The world"s battle tanks today.

Основной танк AMX-30
Франция

Разработка танка, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико - технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск АМХ-30 начат в 1966 году.В начале 80-х годов принято решение модернизировать танк АМХ-30 и с 1982 года улучшений образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства АМХ-30В2 для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы танков АМХ-32 и АМХ-40. Однако, ввиду отсутствия интереса у французской армии и импортеров к этим машинам, их производство не начиналось.

Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню.Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 куб. м. Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка составляет 12,8 куб. м, из которых 2,0 куб. м приходится на башню.

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка CN-105-FI французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы ствол снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк.Предусмотрено дублированное управление огнем от командира танка. Он может вести стрельбу из основной пушки и спаренной 20-мм АП днем и ночью. Для разведки целей и наведения оружия в цель у командира имеется основной и вспомогательный прицелы. В качестве основного используется комбинированным дневной-ночной перископический прицел М496, имеющий восьмикратное увеличение. В конструкции прицела включены дальномерный и ночные - низкоуровневый телевизионный и активный инфракрасный каналы. Для подсветки целей ночью у командира установлен инфракрасный прожектор РН9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапазоне 600 - 800 метров. Вспомогательный дневной прицел командира имеет десятикратное увеличение.Основной прицел наводчика М581 работает совместно с лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. Увеличение прицела десятикратное. Дальномер обеспечивает измерение дальностей в диапазоне 300-10000 метров. Электронный баллистический вычислитель учитывает отклонения условий стрельбы от нормальных и вырабатывает поправки на скорости цели и танка, дальность до цели, боковой ветер, крен оси цапф, износ канал ствола, температуру воздуха и атмосферное давление.Для стрельбы ночью у наводчика имеется перископический монокулярный подсветочный прицел Подсветка целей осуществляется ксеноновым прожектором РН-88 дальность обнаружения целей достигает 1100 метров. Телевизионная камера смонтирована снаружи на правой стороне башни и передает изображение на экраны командира танка и наводчика.В качестве вспомогательного оружия используются спаренная с основной 20-мм автоматическая пушка М963 и зенитный пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке, 20-мм автоматическая пушка размещена во вспомогательной бронемаске, имеющей возможность перемещаться независимо от основной, что обеспечило ей угол возвышения до 40 градусов.

Корпус танка сварной, носовой узел - литой. Верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая. Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов ОМП установлена ФВУ танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения 0В. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомета калибра 80 мм.

На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три - заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП - аксиально-поршневая, швейцарского производства.Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением - электро-механогидравлическая.Ходовая часть танка - пятиопорная, с задним расположением ведущих колес. Гусеничный движитель включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съемными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками.В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Пробег танка до капитального ремонта установлен 10000 км.

Модификации танка АМХ-30

АМХ-30 (1963-1981 гг.) -базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, стабилизатор вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D.

AMX-30S - экспортный вариант танка АМХ-30 для действий в пустыне. Отличался установкой боротовых экранов, двигателя мощностью 620 л.с. измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования, противотермитной обработкой изоляционных и т.п. материалов.

АМХ-30В2 (1982-1986 гг.) - улучшенная система управления огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может устанавливаться 2 0-мм автоматическая пушка.

АМХ-30 Супер (1988 г.) - модернизированный вариант АМХ-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л.с., увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью.Машины, изготовленные на базе танка АМХ-30

На шасси АМХ-30 выпускались 155-мм самоходная пушка, зенитная самоходная установка, самоходная пусковая установка ракет “Плутон”, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и танковый мостоукладчик, ЗРК “Роланд”.Производство и поставки на экспорт Танки АМХ-30 производились с 1966 пo 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).

С 1982 года завод перешел на выпуск танков АМХ-30В2, серийное производство которых было прекращено в 1986 году, Всего выпущено около 2800 машин всех модификаций.Помимо Франции, производство танков (AMX-30S) осуществлялось по лицензии в Испании па танковом заводе в городе Севилья.Кроме французской армии, танки АМХ-30, AMX-30S и АМХ-30В2 состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Чили, Кипра.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AMX-30B2

Боевая масса, т 37
Экипаж, чел 4
Высота по крыше башни 2290 мм
Пушка 105-мм нарезная
Боекомплект 47 выстрелов
Дальномер оптический (лазерный)
Стабилизатор отсутствует
Баллистический вычислитель электронный
Дублированное управление огнем от командира танка
Автоматическая пушка одна, 20 мм
Пулеметы один 7,62-мм
Броневая защита монолитная
Дымовые гранатометы 4
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 450 км
Двигатель четырехтактный многотопливный дизель
Мощность двигателя 530 кВт (720 л.с.).
Трансмиссия гидромеханическая
Подвеска торсионная
Гусеница с ОМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 4 м