Программа Т. Филичевой, Г. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» «Рабочая программа. Т.Б. В. Чиркина Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Программа преодоления онр ф

Логопедическое обследование детей проводят в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова.

1. Обследование звукопроизношения

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием разнообразных игровых приемов.

Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков

звуки к, г, х

Коля пьет кофе.

Галя гамак губы

нога погода

Коля мак окно У Кати клюква, ха хо ху ах ох ух хобот ухо мох

У Гали болит губа. Дети едят уху.

Вот летит муха. У хаты поет петух.

звуки е, я, ё, ю аи, ой, уй, эй; дай – даю – даёт

Мая купает утку.

лёд Люба Лида лебедь

плита, клетка, клюв пальма моль даль

Лена и Лида купили пальму.

Лиля и Люда катали Олю.

звуки с, сь

сад оса автобус Сима косить ось Соня стоит на мосту. Вася несёт сено.

яма, мая, юг йод, юбка, каюта, мой, моя, моё купай – купаю – купает катай – катаю – катает Мая копает яму.

Лёва любит лимоны.

са со су ас ос ус

ся, сё, сю, ась, ось усь

аза, озо, узу

У Зины земляника. ац оц уц

звуки з-зь за зо зу

зубы козы тазы Зина бузина У Зои ваза.

цапля лицо боец

На сцене поёт певица.

УЦыли кольцо.

шапка кошка мышь

Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.

Кошка видит мышку.

жук жаба одежда пиджак

Жук лежит, летать не может,

ждёт он, кто ему поможет.

звуки ррь

рука парад хор

Рома кормит рыб.

рярерю арьорьурь

репа ряды берег берет

море порядок лекарь

ребята сидят в третьем ряду.

моряки подняли якорь.

Зина идёт в музей.

ажа ожо ужу

лапа палатка гол

Алла мыла куклу Клаву.

ча чо чу ач оч уч

чайник дочка ночь

Леночка наливает в чайник водичку.

Ученики учат уроки.

щука овощи плющ

Щенок лезет в цель.

В реке щуки и лещи.

В ящике клещи и щётка.

Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппозиционными звуками.

звуки кгж звуки ль –

звуки с сь

звуки з зь

звуки ш – ж

звуки с – звуки з –

ком том какой – такой

бок – бот тыква – книга

так – как хобот – гудок

я – ля, ля–яля – ляляля – яай – альоль – ой мой – моль бой – боль ямка – лямка мой лимон; моя клюква Юля поливает лилии.

сася сяса сад – сядь оса – оси квас – квась нос – носик

зазя зяза аза азя

зона Зина ваза вези газон газета

завозить

шажа аша ажа жо шо ошо ожо

ноша – ножи мыши – вожжи каша – кожа

вишни – вижу

Саша шаса саш-шас Саша сушит сушки.

зажа жаза зожо жозо

жук – зуб ножи – зонты кожа – коза

одежда – звезда

звуки ч – щ – съ – ть

чаща чаца чаша чатя чася сятяча

сятяща сятяца

чашка часовщик ученица учительница

носильщик

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей

1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 77

9. «Найди свою пар у». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого – с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою

картинку.

10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

2. Обследование фонематического слуха

Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос – нож, усы – уши, удочка – уточка, дочка – точка, змея – земля и т. д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду.

2. «К то самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.

3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2–3 слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

4. «Какие подарки принес Буратино». Вволшеб-ном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.

5. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная Шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.

3. Обследование слоговой структуры слова

Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звукона-полняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т. д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик, сковорода, скатерть, троллейбус и т. п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записывают те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

Устойчивость внимания, работоспособность_____________

Состояние общей и мелкой моторики

Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) и подвижность артикуляционного аппарата

Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) ________________

Различие звуков на слух и в произношении________________________

Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод)1__________

Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)_________

Словообразование

Грамматический строй

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.–С. 5–11.

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка____

Дата рождения (месяц, год) Домашний адрес

Где находился ребенок до поступления в группу Жалобы родителей

Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений)

Уровень общего развития ребенка

1 В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.

Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова

Комплектование групп для детей

с фонетико-фонематическим

недоразвитием

26 мая 1970 г. было утверждено Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Согласно этому документу, Министерство образования, краевые и областные отделы народного образования получили право организовывать деятельность логопедических детских садов, яслей-садов с круглосуточным и дневным пребыванием детей, а также открывать логопедические группы при массовых дошкольных и школьных учреждениях.

Логопеды и психоневрологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии, содержание и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной МПК от 12 февраля 1969 г. Основной целью работы данных комиссий является определение речевого статуса ребенка на основании изучения целого ряда документов, подробной беседы с родителями, детального обследования самого ребенка и вынесение окончательного решения о его зачислении (или не зачислении) в дошкольное учреждение или группу для детей с нарушениями речи и сроках обучения. При этом определен ряд необходимых для предоставления комиссии документов на каждого ребенка:

– выписка из истории его развития;

– заключение педиатра об общем состоянии ребенка;

– заключение психоневролога (невропатолога) о состоянии интеллекта; о наличии (отсутствии) органического поражения ц. н. с.

– первичное заключение логопеда об уровне развития речевой деятельности ребенка;

Комплектование групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 81

– педагогическая характеристика (в том случае, когда ребенок посещал дошкольные учреждения).

Анализируя все вышеуказанные документы, медико-педагогическая комиссия решает, подлежит ли ребенок зачислению в логопедическое учреждение. Противопоказания к зачислению могут быть следующие:

– наличие у ребенка снижения слуха;

– наличие таких нарушений зрения, которые определяют ребенка в категорию слепых или слабовидящих;

– снижение интеллектуального развития;

– нарушения опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению самообслуживания ребенка;

– наличие психопатоподобного поведения;

– наличие эпилептических припадков;

– наличие у ребенка заболеваний, которые являются противопоказаниями к зачислению в детские учреждения общего типа.

Бывают случаи, когда уже во время пребывания ребенка в логопедическом детском саду или группе у него выявляются дефекты слуха, интеллекта и прочие перечисленные выше противопоказания. Медико-педагогическая комиссия в данной ситуации решает вопрос об обязательном отчислении или переводе ребенка в специализированное учреждение соответствующего профиля.

В тех случаях, когда психофизиологический статус ребенка позволяет направить его в учреждение для детей с нарушениями речи, медико-педагогическая комиссия определяет, в группу какого коррекционного профиля и на какой срок обучения он поступает. Комплектуют следующие группы:

– для детей с недоразвитием фонетической стороны речи (звукопроизношения) и недостаточным фонематическим слухом. В эти группы зачисляются дети пяти- или шестилетнего возраста со сроком обучения 1 год при наполняемости 12человек;

– для детей с ринолалией и дизартрией. Если такой возможности не предоставляется, то эти дети попадают в группу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. И тогда логопед с ними проводит индивидуальные занятия на протяжении всего периода обучения.

В оптимальном варианте группы комплектуются с учетом возраста и структуры речевого дефекта. Если такой возможности не предоставляется, то ведущим принципом отбора является характер речевой патологии.

<...> При приеме ребенка в логопедическое дошкольное учреждение необходимо предоставить следующие документы:

– путевка отдела народного образования о направлении ребенка в данное учреждение;

– заявление родителей с просьбой о зачислении;

– заключение медико-педагогической комиссии;

– свидетельство о рождении ребенка (заверенная копия);

– справка о прививках и отсутствии контакта с инфекционными больными.

Дети, достигшие семилетнего возраста, переводятся для обучения в общеобразовательную школу. Оставить ребенка на повторный курс обучения можно лишь по заключению психоневролога, если для этого есть соответствующие показания.

В случае незачисления ребенка в логопедическую группу родителям необходимо обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации для направления ребенка в учреждения другого профиля.

Требования к оформлению документации, представляемой на медико-педагогическую

комиссию

Выписка психоневролога включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения центральной нервной системы. Врач дает заключение об интеллектуальном развитии ребенка.

Логопедическая характеристика освещает особенности речевого развития ребенка. Важно определить степень сфор-мированности каждого из компонентов языковой системы. Обязательным является подтверждение каждого из высказанных положений образцами детской речи. Заканчивается такая характеристика логопедическим заключением, которое должно полностью соответствовать недостаткам, описанным выше.

Комплектование групп для детей с фонетико-фонематичееким недоразвитием 83

Педагогическая характеристика раскрывает особенности усвоения учебных умений и навыков в процессе изучения программы детского сада. При этом воспитатель отмечает:

– насколько ребенок проявляет интерес к занятию;

– какие виды работ вызывают наибольшие трудности;

– насколько ребенок усидчив во время занятий;

– как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;

– насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий;

– как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений;

– какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач.

Особо оценивается игровая деятельность ребенка. Учитывая, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие сложные виды игры, как сюжетно-ролевая, игра-драматизация и т. д., важно оценить:

– может ли ребенок организовать подобные игры;

– какую роль при этом отводит себе;

– может ли регулировать игровые отношения вербально (т. е. с помощью речи);

– в какой степени необходима помощь со стороны взрослых;

– каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);

– использует ли предметы-заместители;

– предпочитает играть один или с товарищами;

– играет молча или оречевляет выполняемые действия;

– каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам и пр.

Характеризуя выполнение режимных моментов, воспитатель отмечает активность ребенка на прогулке, степень сформированности навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке, особенности ребенка в процессе приема пиши (не попер-хивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.). Воспитатель анализирует, насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон.

Такая подробная характеристика позволяет спрогнозировать оптимальную адаптацию ребенка к новым условиям и безболезненное вхождение в новый коллектив.

Филичева Т.Е., Туманова Т.Е. Дети с фонетико-фоне-матическим недоразвитием. – М., 1999. – С. 7–12.

Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного направления.

Наименование

программы

Комплексные

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Веракса Н.Е.

Комарова Т.С.

Васильева М.А.

Парциальные

Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Филичева Т.Б.,

Чиркина В.Г.

«Безопасность» - программно – методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста

Стеркина Р.Б.

Авдеева Н.Н.

Князева О.Л.

Программа социального развития детей «Я, ты, мы»

Князева О.Л.

«Изобразительная деятельность в детском саду» технология

Комарова Т.С.

Программа по экологическому воспитанию «Наш дом Природа» и методические рекомендации к ней

Рыжова Н.А.

«Экология для малышей»

Гончаровой Е.В.

Гавриловой О.Н.,

Моисеевой Л.В.

Программа патриотического воспитания «Город, в котором я живу»

НГГУ, рецензенты: Н.Д.Наумов

Н.С. Малетина, Л.А.Ибрагимова

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Изобразительная деятельность»

Шестакова А.В.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкально-ритмические композиции»

Буренина А.И.

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Театр физического воспитания и оздоровления»

Ефименко Н.Н.

Дополнительная общеобразовательная программа

коммуникативно-речевой направленности «Обучение чтению»

М.: Просвещение, 2009Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком.
Краткое содержание.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.
Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
Пояснительная записка.
Программа.
Приложение.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН.
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН.
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения.
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН.
Приложение.
Примерный режим дня в младшей группе (3-4 года) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в средней группе (4-5 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в подготовительной группе (5-6 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития.
Приложение.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием.
Приложение.
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком.
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.

Осущ. корегирующего процесса осуществляется приемственность в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и родителей. В клинике афазии наблюдается: нарушение двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения. Специфика логоритм. воздействия на разных этапах восстановительного обучения при афазии заключается: 1 этап: Определение методики различных видов кинезиотерапии в зависимости от области поврежденя нарушенных функций, общего состояния организма и индивид. особенностей. Испол. счётных упр, пения, дыхат. Упр. вне речи и всвязи с нею для растормаживания угнетённой речевой функции. 2 этап: Активизация двигательного режима. Применение различных видов кинезиотерапии (лечебная гимнастика, пешеходные прогулки, игры, элементы спорта, трудотерапия; классический, сегментный, гидро-, вибромассаж, логопедическая ритмика). Логоритмическая работа по восстановлению устной и письменной речи. 3 этап: Создание новых двигательных стереотипов. Включение упр. по воспитанию темпы речи и движения, регуляции мышечного тонуса, координации движений; музыкально-речевых упражнений в прцесс логоритмической работы. Логопедическая ритмика в процессе всего восстановительного обучения способствует нормализации общей, ручной и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, регулирование эмоционально-волевых проявлений, развитие коммуникативной функции.

63.Система учр. для оказания лечебно-оздор, консультативной и кор-педаг. помощи детям дошк. возраста с нар. речи. Первыми спец. дош. учр. в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Pay (1932), и логоп. полустационар для заикающихся дошк, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеляГиляровского (1930). В нем применялся разраб. профессором Власовой комплексный метод преодолен. заикания у детей.Длительное время (60-е) лог. помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрие, алалией) оказывалась лишь в эксперимен. группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррек. нар. речи к моменту поступления ребенка в школу.Последующий период харак. глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дош. и шк. возраста. Он завершился созданием педагог. клас. РН. На основе научно разраб. типологии детей с реч. дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дош. учр. для лиц с различными формами НР..В 70-е. начал. интенсивное развитие специализированной сети дош. учр. в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Сов. Мин. СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, труд. устройства и обслуживания лиц с дефектами умств. и физич. развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логоп. групп при ДОУ общего типа, так и специализ. детских садов и яслей-садов.. Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими НР(недор. фонетич. стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нар. (заикающихся детей, для детей с ОНР). В нашей стране открывается все больше пунктов кор-педаг. помощи в детских садах общего типа. Логопед оказывает консульт. и корр. помощь детям преимущественно с нар. произношения по типу амбулаторного приема.Логопед проводит групповые и инд. занятия регулярно - 1-2 раза в неделю или консультативно - 1 раз в месяц. Гр. компл. соответств. возрасту и характеру РН. Все дети группы "риска" осматриваются логопедом в доречевом периоде, выявленные с задержкой в доречевом периоде охватываются консультативными занятиями.Логопед амбулаторно-поликлинич. учр. участвует в профилактич осмотрах детей трех лет и поступающих в первый класс.При психоневролог, неврологических, стоматолог. стационарах, полустационарах, детских психоневролог. санаториях должности логопедов устанавливаются в зависимости от специфики учр, необходимости и объема работы. Методы коррекции НР, применяемые логопедами в стационарах индивидуализируются в соответствии с особенностями речевой патологии и связанными с ними особенностями поведения, умств. развития, соматического и физического здоровья. В современных дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи могут быть выделены три профиля специальных групп:1) группы для детей с ФФН - у детей присутствуют нар. звукопроизношения, осложненные фонематической недостаточностью;2) группы для детей с ОНР - у ребенка отмечается несформированность всей речевой системы, не развиваются словарь, граммат. строй, связная речь, звукопроизношение;3) группы для детей с заиканием.



А) Группы для детей с ФФН.Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группы ФФН направляются дети с нар. произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нар. звукопр. или сочетается с ринолал). При этом отмечается не только нар. звукопроизн, но и нар. речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произн. и просодики связаны с нарушением иннервации артикул. аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.Б) Группы для детей с ОНР. ОНР- собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нар. формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопр, словарь, грамм. строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недор. у детей дош. возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Левиной); ее частичная сформиров. - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, граммат. строе, связной речи и звукоп. (3 уровень ОНР). Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выраженными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года корр.обучения. В настоящее время основной контингент спец.групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем ОНР.В) Группы для заикающихся детей. В группы для заикающихся поступают дети с ТНР, при котором набл. расстройство ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения. Заикание определяют как судорожное нар. темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Работа направляется на развитие всех видов деят. ребенка, в том числе и речи как одного из видов деят. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окруж. Как и при других нар, преобладает преимущественная игровая форма работы.В зависимости от вида психического и РН и возрастных особ. детей определяются форма и организация обучения и воспитания. Приемы работы и дидактический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Кор. задачи подчиняются общеобр. программе, гармонично с ней сочетаются.По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсорный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психологом (если такой специалист в учреждении есть)

Существующая ныне в стране система дош. воспит. и обучения детей с нар. развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможн. Эта система является комплексной, кор-развивающей. Ее характеризует дифференцированность и интегриров. Интегрированный характер дош. коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на

изучение и обуч.детей с откл. в развитии, комплексност решения образ-воспит. и кор-развив. задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением

внутрипредм. и междисциплин. связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий (по развитию ИЗО и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и констр.)Слабым звеном в деят. спец. детских садов является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках лог. и оздоровит. мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

64.Система учр. для оказания леч-озд, консульт. и кор-педаг. помощи детям шк. возраста с нар. речи. Большинство детей шк. возраста, имеющие НР, могут обучаться в общ. школе при соответствующей лог. помощи, которая осущ. на логоп. пунктах, работающих при школе. Такие лого- пункты имеются во всех крупных городах России и в ряде рай. центров. Они организуются при какой-либо школе района или города и обслуживают уч. нескольких школ.На логопункты направл дети, имеющие различные нар. устной и письменной речи: нерезко выраженное ОНР, недостатки в письме и чтении; дефекты произношения отдельных звуков; недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или движении артикуляц. аппарата (ринолалия, дизартрия); заикание. Одной из основных задач логопунктов при общ. школах является предупреждение и своевременное преодоление нар. устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на лого пункте отбираются прежде всего те учащиеся, которые допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв, соответствующих различным группам звуков.Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду. Учитель-логопед, работающий на логопедическом пункте при общеобраз. школе, не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Поэтому части детей с речевыми дефектами посильную помощь должен уметь оказать сам учитель. В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с нарушениями речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими при поликлиниках.Дети с глубоким недоразвитием речи или тяжелой формой заикания не могут обучаться в общеобразовательной школе, так как отставание в развитии речи ограничивает их устное общение с окружающими и создает серьезные препятствия к овладению школьной программой. Такие дети не способны преодолеть речевое недоразвитие даже при условии, если им наряду с обучением в массовой школе

будут обеспечены занятия с логопедом. Эффективное формирование их речи возможно при обучении в школе специального типа, где используется особая система коррекционных мероприятий по преодолению речевых дефектов.В спец. школу-интернат для детей с ТНР попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в возрасте от 7 до 12 лет. Чтобы обесп. уч. всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, в школе предусмотрено два отделения. В 1-е принимают детей с грубо выраж. ОНР (алалией, афазией, алалией, осложн.заиканием, дизартрией, ринолалией). 2-е отделение предназначено для детей с тяж. формой заикания при нормальном речевом развитии.С учетом глубоких отклонений в речевом развитии детей, в спец. школе предусматр. использование специф. методов и приемов обучения, напр. в первую очередь на восполнение пробелов реч. развития, создаются условия для овладения основами наук и всестороннего развития уч, осущ. системат. лечебно-профилактические мероприятия. Благодаря систематической корр. работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеоб. школы, но за более длительный срок обучения. При 1 отделении имеется подготов. класс, в который принимают детей с глубоким недор. речи 7-8-летнего возраста, не прошедших дошк. подготовки в спец. детском саду или в спец. группах для детей с НР при массовых детских садах.Уч, которые преодолевают свой речевой дефект в более короткие сроки, чем указано выше, зачисляются в соответств. классы общеобр. школы при условии овладения ими определенного круга знаний и навыков. В каждом классе учится 12 - 14 человек. Такая наполняемость классов обусловлена своеобразием работы по преодолению речевых дефектов и индивидуализацией занятий. Направление в спец. школу для детей с ТНР (5в) проводится строго индив, согласно Типовому положению о республиканских, областных или городских ПМПК. В своей работе ПМПК руководствуются инструкцией по приему детей в школу соответствующего типа. Без заключения МПК переводить уч. в школу для детей с ТНР не разрешается. В системе Мин. Здрав. РФ при поликлиниках сущ. логопед. и слухоречевые кабинеты, в задачу которых входит обслуживание главным образом детей дошк. возраста. Однако при отсутствии логопунктов при общ. школах логопеды поликлиник принимают и детей шк. возраста.Имеются еще и лог. стационары или полустационары, орган. при детских больницах или детских психоневрол. диспансерах, а также лечебно-учебные учр, цель которых заключается в оказании помощи дошк. и шк. с НР. В этих учр. проводится спец. работа по устр. речевых дефектов, а также различные лечебные мероприятия (медикам, психотерапевтич, физиотерапевтические). Работу по коррекции речевого недостатка ведет учитель-логопед. Прием в логоп. стационар осущ. через отборочные комиссии, организованные при психоневрологических диспансерах или больницах по представлению районных психоневрологов, невропатологов, логопедов.


65. Специфика содержания и организации логопедической работы в школе 5 вида (для детей с ТНР). Коррекция нар. речи и письма у уч. прово­дится систематич в течение всего учебно-воспитате процесса, но в наибольшей степени на уроках родного язы­ка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальны (урочных) инд. форм работы. Индив. лог. занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 р. в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нар моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специ школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнит. по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В спец. школе систематически осуществляются кор-восп. мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.Состав уч-ся спец. школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общ. школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нар. у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого вос­питатель проводит работу по закреплению полученных в клас­се знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживан и санитарно-гигиенических навыков.Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразователь и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в тру­довой, так и в других видах деятельности

66.Специфика содержания и организации работы логопеда в дош. обр. учр. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обесп: своеврем. обследованием детей;рациональным составлением расписанием занятий;планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтал. занятий;оснащением процесса необходимым оборудов. и наглядными пособиями;совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.Осн. зад. кор-разв. обучения в логоп. группе ДОУ явл:Укрепление и развитие здоровья детей.Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогич. воздействий в соответствии с изменяющимися возможн детей. Индивидуализация и дифференц. педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.Развитие мелкой моторики руки.Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деят. и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения.Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (Лурия, Власова) В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллект. развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический (возрастной);этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);взаимосвязь речевого и общего психического развития.В процессе комплексного обследования ребенка необходимо с учетом возрастных нормативов сопоставить уровень речевого и неречевого развития, определить соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. Для оптимизации логопедической работы рекоменд. объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5-7 детей) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Продолж. подг. кор-речевых занятий составляет 20- 35 минут, индив - 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности РН, возрастом и индив. психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю - вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации.Сроки лог. работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей РН, их инд-личностных особ, условий воспитания в ДОУ и семье.Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из ДОУ.логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение кор-речевых зан.с логопедом в нач. школе, обучение в спец. (речевой) школе и др.).Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недор. необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошк, имеющими ФФН речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нар. в речевом развитии (ОНР, заикание) могут посещать логоп. занятия до 1,5-2 и более лет.Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дош. образ. программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка - педагоги и родители - достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в лог. помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма кор-педаг. процесса, когда уже другие дети, педагоги и родители последоват. проходят логопедом через все его этапы. К концу обучения дети дош. возраста должны овладеть сознательным послоговым чтением; уметь читать не только слова, но и простые предложения, тексты; уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка; осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; последовательно выделять звуки из состава слова; самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нар. письма и чтения. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.Отчетными документами логопеда являются:журнал первичного обследования и консультаций;список детей, зачисленных на занятия;инд карты кор. работы с детьми;планы индив. и подг. кор-речевых занятий с детьми;планы консультативно-методической работы с педаг. коллективом ДОУ и родителями.В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старшему логопеду района (города) и администрации базового ДОУ. Требования к составлению отчета аналогичны тем, которые предъявляются к отчету логопеда ДОУ (группы) для детей с НР.Проведение всего комплекса кор. обучения при лог. работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для лог. групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подг. и инд. занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дош. возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окруж, экология, рисование, лепка, физкультурные и муз. занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгр. или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической гр.

67. СПЕЦ. СОДЕРЖ. ЛОГОПЕД ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТАХ В ШКОЛАХ .ОТБОР ДЕТЕЙ НА ЛОГОПУНКТЫ ПРИ ОБЩЕОБР. ШКОЛАХ.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПУНКТОВ ПРИ ШК. Развертывание сети логопунктов при средних общ. школах в республикан, краевых и областных центрах началось в 1949 г.В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании лог. пунктов при общ. школах на всей территории страны.Логопункты - спец. учебно-воспитательные учр, предназначен для коррекции НР у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общ. школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.Основные его задачи: исправлять недостатки речи у уч; пропагандировать логоп. знания среди учителей и населения; своевременно выявлять и предупреждать НР у детей, поступающих в первые классы.Основной контингент логопунктов составляют уч, имеющие недостатки звукопр, заикание, нар. чтения и письма, нерезко выраженное ОНР.При отборе детей логопед обследует их в классе (подг. группе).На логопункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.Одновременно на городском лог- пункте заним. 18-25 человек, на сельском - 15-20 -человек. Педаг. работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю. Продолж. кор-развив. обучения детей с ФФН и нар. чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нар.письма и чтения 1,5 --2 года.Результаты лог. занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязат. посещение уч. занятий и выполнение необ. требований возлагается на учителя-логопеда, классного рук. и админ. школы.Эффективность логоп. работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в лог. гр, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций. Сведения об уч-ся с НР логопед полу­чает в результате: просмотра медицинских карт, где имеется заключе логопеда поликлиники о состоянии речи ребенка; обследов подг. гр. детских садов дан­ного района (проводит 3 раза в год в каникулярное время); участия в работе комиссии по приему детей в общ. школу; обследован уч-ся младших кл. общ. школ. Составляется график (с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая), согласов. с директором каждой школы. Фронтальное обследов устной речи уч-ся 1 кл. прово­дится с помощью картинного материала и небольшой беседы; во 2-4 кл. обследуются устная и пись­менн речь.Уч-ся старших классов обычно поступают на лого-пункт по направлению учителя или по просьбе ро­дителей. Выявленные дети с НР фиксируются в специальном списке, где указываются успеваемость по родному языку, недостат­ки речевого развития, а также краткие соответствующие ре­комендации.Логопед проводит совместно с учителем отбор уч-ся для занятий и связывается с родителями детей.Занятия начинаются с 15 сентября. Зачисляется одновре­менно от 30 до 40 детей. Прием проводится в соответствии со списком выявленных уч-ся в течение всего учебного года по мере освобождения мест.На лого-пункты в 1 очередь зачисляются уч-ся начальных классов, имеющие НР, пре­пятствующие успешному обучению. Речь детей, зачисленных на лого-пункт на основании предварительного об­следования, тщательно изучается логопедом в соответствии с планом, отраженным в специальной речевой карте.Рекомендации к комплектованию лого- пунктов Основной формой организации учебно-коррекц ра­боты на логопедическом пункте являются гр. зан. Правильное комплектование групп является важнейшим условием организации эффективной работы с детьми и при­менения адекватных коррекционных приемов.Комплектуются следующие группы уч-ся: с недостат­ками письма и чтения, обусловленными речевой патологией; с отклонениями фонетического и лексико-грамматического раз­вития (нерезко выраженное ОНР); заика­ющимися; с недостатками произношения отдельных фонем.

68. СПЕЦИФИКА СОД. И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСК. ПОЛИКЛ. Учреждения по линии здравоохранения – 1)педиатр. служба. Родители м.получить консультацию по речевому развитию детей до 2-х лет. После 2-х лет направляются к логопеду. 2)лог. каб.детск.пол-ки явл.основным звеном лог. помощи в системе здравоохр. В каб.оказывается лог. помощь детям и подросткам с НР.Логопедический кабинет детской поликл. Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.3. Участие в комплектовании логоп. учр. системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.4. Проведение логопед.санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.Задачи лого каб.: 1.консульт.-диагност.работа и отбор детей для лечения в кааб; 2.проведение инд. и подгр. логопедич.занятий; 3.привлечение родственников бол-го к участию в выполнении логопедич.заданий, созданию условий для речевого режима и благоприят. психологич. климата в семье.В своей работе логопед детск.пол-ки руководствуется нормативно правовыми документами: 1.положение о кааб.логопеда детск.пол-ки (что должно быть в каб.), 2.должностная инструкция, 3.закон РФ об образовании, 4.приказы (12шт), конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89 (определенные статьи), 5.методическое руководство логопедического каб. детск.пол-ки осуществляется главным внештатным логопедом города, организации методического отделения местного управления здравоохранения. Оснащение каб.: зеркало настольное, настенное 70×100. лампа д\света, компьютер, телефон, диктофон, магнитофон, набор зондов, шпателей, банка стеклянная для чистых зондов и шпателей, банка стекл.для использованных зондов, банка стекл.с раствором «Веркона» 2%-6мин, спирт 70º, ножницы прямые, ватные шарики, стакан для ватных шариков, банка с 0,6%р-ом гипохлорита для использованных шариков, ведро педальное, мыло, полотенце для рук, стол логопеда, стол для индив.лог.занятий, шкаф книжный, шкаф для одежды, тумбочка д\инстр. и предметов ухода+аптечка, тумбочка д\лог. документ, кресло, стул полумягкий. Дид. материал: игрушки – животные, птицы, транспорт, куклы в одежде, мячики, мебель, муляжи овощей, фруктов, мозаика, пазлы, кубики, свистульки, картинки – предм, действенные, картинки на автоматизацию звуков, амматическими названиями, мелкие разбосюжетные картинки, набор картинок с Лексико-гррные игрушки, трафареты, пирамидка с 10-ю кольцами, касса букв и слогов, счетный материал, карандаши простые, цветные, фломастеры, пластилин, бумага белая, цветная, альбом для рисования, клей, папки с речевым материалом, книги детские, логоп, альбом для лог.обслед. и психолого-педаг. обсл.В кабинете ведется учетная и отчетная док: 1)персп. план работы лог.каб.на год.

Отражается: лечебная работа, профилактическая, консул. работа, просветительская работа, повышение квалификации; 2)списки детей посещающих логоп. занятия; 3)речевые карты; 4)журнал посещаемости инд. логопедич.занятий; 5)журнал первичного приема (дата приема, ФИО реб, адрес, посещает или нет ДОУ., ФИО родит.и место их работы, жалобы, речевые заключения, код РН по МКБ, консультации которые мы назначаем); 6)журнал регистрации консульт.узких специалистов; 7)бланки напр.к узким специалистам и на МПК; 8)годовые отчеты; 9)журнал учета лек.ср-в полученных у ст.м\с; 10)журнал регистрации платных услуг (без гражданства, полиса); 11)папка с лекциями для родителей; 12)папка с конспектами выступлений на врачебных планерках; 13)информация о графике работы.Логопед д\пол-ки проводит диагн. обсл.бол-х с НР и составляет инд. программу лечебно-кор. меропр. Прием первичных бол-х проводится 4 дня в нед в специально отведенное время по предварительной записи. На прием направляют педиатры, ЛОР, невропатологи, психиатры, логопеды ДОУ, шк. логопеды, сами родители. После подробного ознакомл. с анамнезом реб и его речью, данными врачебного обслед, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости лог. занятий. Если реб не нуждается в спец занятиях необходимо проконсультир. родит как работать с реб дома. В случае отсутствия места реб следует записать на очередь. Все дети обратившиеся за логоп.помощью регистрируются в журнале первичного приема. На детей, приступивших к систематич. или консульт. занятиям, логопед заводит речевые карты, где записывает анамнез, результат логоп.обслед, речевой диагноз, намеченный лечебно-коррекц план и динамика продвижения. Для обесп. комплексного лечения логопед организует консультации узких специалистов. С детьми страдающими ТНР проводятся только индив. занятия 20-30мин, 2-3р в нед, в зависимости от тяж.дефекта и от возможностей родителей. В зависимости от тяжести и структуры речевого дефекта логопед осуществляет различные виды кор. работы: артик. гимнастика, логоп.массаж, дых. гимнастика, работа над речевым дыханием, дифференцированный ротовой и носовой выдох, рабату над активизацией небно-глоточного смыкания и движ.н\челюсти, развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук (пальчиковые игры), развитие фонематического слуха и восприятия, постановка и автоматизация звуков, обогащение и уточнение словаря, усовершенствование Зв-слоговой структуры слов, Лексико-гр упр, усовершенствование понимания речи (пословицы и поговорки), работа над фразой и развитие связной речи, работа по обучению элементарной грамотности, развитие оптико-пространственных и временных понятий и ориентаций, развитие внимания, памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, работа по развитию тактильных и кинестетических ощущений, вокальные и голосовые упр, развитие интонационной выразительности, работа над дикцией, коррекция эмоц-волев сферы.Логопел д\пол-ки проводит беседы по различным вопросам логопедии для мед.персонала пол-ки и родит. В конце календарного года логопед представляет з\о д\пол-ки и ст.логопеду управл. здравоохр.отчет о работе. Кроме этого составляет пояснительную записку с анализом проведенной работы за истекший год.