План работы на год учителя-логопеда в доу. Годовой план работы учителя-логопеда Может ли повторяться годовой план логопеда
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №______
________________/________________________.
Годовой план работы
учителя-логопеда
Сафоновой Ирины Александровны
на 2017-2018 учебный год
Москва 2018
Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.
Концепция деятельности учителя-логопеда
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя -логопеда.
Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.
Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.
Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса
2. Организационный блок
Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП - планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми
3.5. Ведение документации
4. Коррекционно-развивающая работа
Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.
6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.
6.3. Самообразование.
6.4. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета
7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала
8. Блок контроля
8.1. Подведение итогов работы за учебный год.
Отчет - анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Мероприятия | Сроки проведения | Результат |
Организация учебно-развивающей среды |
||
1. Подготовка кабинета к новому учебному году. | Паспорт кабинета |
|
2. Подготовка раздаточного материала | В течение года | Дидактический материал (индивидуальный) |
3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий | В течение года | Демонстрационный материал |
Диагностико-аналитическая деятельность |
||
1. Итоговое обследование речи детей | Журнал обследования |
|
2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях | В течение года | Протоколы обследования |
3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия | В течение года | Речевые карты |
4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий | По графику ППк | Список детей, зачисленных на логопедические занятия |
5. Составление расписания логопедических занятий | С даты зачисления на ППк | Расписание логопедических занятий |
6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп | В течение года, по запросу | Протокол |
7. Оформление документации учителя-логопеда | В течение года | Речевая карта, индивидуальный план работы; Перспективный план подгрупповых занятий; Годовой план работы; Журнал учета посещаемости занятий; Отчет о работе за год (статистический и аналитический) |
Коррекционно- развивающая работа |
||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени | ||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ | В соответствии с ИОМ | Журнал учета логокоррекционной работы |
Научно-методическая работа |
||
1. Участие в МО учителей-логопедов | В течение года | Посещение занятий коллег |
2. Участие в спец. семинарах, педсоветах. | Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии |
|
3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» | В течение года | Самоанализ |
4. Проведение консультаций для педагогов: - «Развитие моторики у детей с ДЦП». - «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста» «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников» | В течение года | Журнал консультаций Протоколы (при групповой форме) |
Мастер-класс для педагогов: «Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК» | Выступление, фотоотчет |
|
Проведение групповых родительских консультаций: «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» «Речевая готовность ребенка к школе». | По плану учреждения | Выступление, протоколы |
Проведение викторины «Буквоежка» | ||
8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса. | По запросу в течение года | Журнал учета консультаций |
Взаимосвязь со специалистами ГБОУ |
||
1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом | В течение года | Информация для индивидуальных речевых карт |
2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей | В течение года | Журнал консультаций |
3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков | В течение года | Обмен опытом, самообразование |
4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков | В течение года | Обмен опытом, самообразование |
5. Подготовка документации к ППк | По запросу | Логопедическое представление |
"Утверждаю"
Зав. МБДОУ " Детский сад № 11"
________________ /Мамаева Е.М./
План работы учителя - логопеда
МБДОУ " Детский сад № 11"
Богдановой Н.В.
на 2014 - 2015 учебный год
План работы учителя-логопеда на 2014-15 учебный год
Цель: Создать условия для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией произносительных навыков и всех сторон речи в целом.
Задачи:
1.Изучить контингент детей логопедической группы с целью формирования подгрупп с учётом структуры речевого дефекта.
2 Изучить документацию каждого ребёнка, спланировать основные направления индивидуальной работы.
3.Организовать профилактическую работу по предупреждению речевых нарушений путём пропаганды логопедических знаний среди родителей.
4.Создать условия для повышения компетентности педагогов. Проводить консультации, практикумы.
5. Повышать свою квалификацию через самообразование и КПК
6.Изучить программу коррекционной работы с детьми Н.В. Нищевой.
8. Создать в кабинете:
* Центр речевого и креативного развития
*Центр сенсорного развития.
* Центр моторного и конструктивного развития
И наполнить развивающие центры необходимым оборудованием и дидактическими материалами.
I. Организационно- педагогическая работа
Наименование мероприятия | Дата проведения |
|
Подготовка кабинета к новому учебному году | ||
Изучение документации детей, зачисленных в логопедическую группу. |
Углублённое обследование всех сторон речи детей. Уточнение структуры речевого дефекта и оценка тяжести нарушений разных сторон речи. Заполнение индивидуальных речевых карт детей логопедических групп. Составление планов индивидуальной коррекционной работы Построение речевого профиля старшей и подготовительной логопедических групп. Разработка материалов по диагностике РР по программе коррекционной работы с детьми с ОНР Н.В. Нищевой | 1 и 2 -я неделя сентября |
|
Составление расписания индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятий. | ||
Комплектование подгрупп для коррекционной работы на основе общности дефекта. | 2 неделя сентября |
|
Оформление документации учителя логопеда | 1неделя сентября |
|
Оформление тетрадей - индивидуальных домашних заданий - логопедических часов | 2-я неделя сентября |
|
Диагностика детей логопедических групп. Подведение итогов работы за учебный год. Подготовка аналитического и цифрового отчёта о проделанной работе для ППМСц. | 1,2 неделя мая |
II . Коррекционная работа
III.Методическая работа
Участие в ПМПК ДОУ (диагностика детей, имеющих трудности в усвоении программы детского сада, характеристики, рекомендации) | По плану ДОУ |
|
Участие в педсоветах ДОУ | По плану ДОУ |
|
Составление статистических отчётов о состоянии звукопроизношения детей подготовительных групп детского сада | Январь, май |
|
Оформление "Полочки логопеда" в методическом кабинете. Комплектование " Полочки логопеда" методической и дидактической литературой по РР детей. | В течении года |
|
Изучение новинок специальной литературы (по коррекционной работе с детьми) | В течении года |
|
Изучение Программы коррекционной работы с детьми Н.В. Нищевой | Сентябрь -октябрь |
IV. Работа с воспитателями.
"Характеристика детей лог. групп (старшей и подготовительной, инд. особенности детей)" -консультация для воспитателей лог. групп | 3-я неделя сентября |
|
*Практикум по формированию у детей артикуляционных позиций. * Практикум « Приёмы постановки звуков л, р» | 2-я неделя октября 2-я неделя ноября |
|
Индивидуальное консультирование воспитателей по вопросам развития речи детей | В течении года по запросу педагогов |
IV. Работа с родителями
*Родительские собрания
"Характерные особенности детей с ОНР" | сентябрь |
|
"Развитие мелкой и артикуляционной моторики." Практикум (игры и упражнения) | ноябрь |
|
"Как подготовить ребёнка к школе" | февраль |
|
"Итоги учебного года" | май |
* Папки - передвижки, уголок логопеда:
" Памятка о чтении" Какие правила нужно соблюдать при обучению детей чтению. | сентябрь |
|
октябрь |
||
" Развиваем пальчики - развиваем речь " | ноябрь |
|
" Что могут сделать родители для развития речи своего ребёнка" Речевые игры | сентябрь |
|
Развитие речи детей средствами сюжетно-ролевой игры | Февраль |
|
« Скоро в школу» практический материал в помощь родителям | март |
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
Учителя начальных классов;
Педагог-психолог;
Родители;
Администрация общеобразовательного учреждения;
Специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
1. Организационная работа | |||||
Подготовка кабинета к новому учебному году | до 01.09 ОУ | Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы | Учитель-логопед | ||
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт | 01.09 - 15.09 ОУ | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога | Учитель-логопед | Изучена | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1-4 класс) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | Учитель-логопед | Оформлена в установленные сроки | |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс | 01.09 - 15.09 ОУ | Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Подготовка раздаточного материала | до 01.09 а также в каникулярное время ОУ | Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв | Учитель-логопед | Приобретено | |
Приобретение пособий и дидактических игр | до 01.09, а также в течение года ОУ | «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» | Учитель-логопед | Приобретено |
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.) | 15.05-30.05 | Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
II. Коррекционная работа | |||||
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |||
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
III. Научно-методическая работа | |||||
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед | Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ | «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» | Учитель-логопед | 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ | Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |||||||
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов | Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ | «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» | Выступающий на метод. объединении | 10 сентября 20 ноября 14 февраля | ||||||||
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт | Сентябрь, май ОУ | Учитель-логопед | 24 сентября 20 мая | |||||||||
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | В течение года ОУ | Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) | Учитель-логопед | Еженедельно (по графику работы специалиста) | ||||||||
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь | В течение года(согласно плану работы) | «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» | Сентябрь - слушатель | 23 сентября | ||||||||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
ноябрь | Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д. | «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» | Ноябрь - участник | 9 ноября | ||
Март | «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» | Март -участник | 19 марта | |||
Июнь | «Итоги коррекционной работы за текущий год» | Июнь - слушатель | 10 июня | |||
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ | А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» | Учитель-логопед | 2 октября 10 декабря | ||
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт | Октябрь, апрель ОУ | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | Учитель-логопед | Первая неделя октября и последняя неделя апреля | ||
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» | Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие | Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы | Участник | 19 марта | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Посещение курсов повышения квалификации | Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие | Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области | Слушатель | Первая и вторая неделя февраля | ||
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета | ОУ | Проведение практических занятий в рамках педагогической практики | Первая-третья неделя октября Вторая-четвертая неделя декабря | |||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ | ||||||
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ | Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | ||
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Сентябрь Январь Май ОУ | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ | В течение года | Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий | Учитель-логопед | Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ | |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Перед началом коррекционной работы (2 раза в год - перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ | Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год | Участник единого коррекционного процесса | Проведено: сентябрь, январь |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Взаимопосещение коррекционных занятий | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ | У логопеда: А) Итоговое занятие |
Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);
Задачи:
- Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
- Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
- Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
- Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
- Организационная работа.
- Развитие фонетико-фонематических процессов. Формиро-вание навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
- Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
- Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
- Коррекция звукопроизношения.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Методическая работа.
- Самообразование.
Направление деятельности и формы работы |
Цель проведения |
Сроки проведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составить годовой план коррекционно-методической работы на 2014-2015 уч. год работы логопункта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Своевременно провести обследование детей. |
Выявление нарушений устной и письменной речи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с данными медицинского об-следования, сбор анамнеза |
Уточнение этиологии характера речевых нарушений |
Сентября |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплектование групп и подгрупп |
Заполнение речевых карт, состав-ление перспективных планов рабо-ты с каждой группой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить оснащение педагогического процесса/p> |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования. |
Сентябрь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития. |
Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы. |
Сентябрь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой. |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составить годовой отчет о работе логопункта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторное обследование устной и письменной речи |
Заполнение речевых карт. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение. |
Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда: |
По перспективному планированию |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов: |
Коррекция речевых нарушений учащихся |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов): слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры; чтение предложений и небольших рассказов по слогам; помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту). |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении: выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть; |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи |
Коррекция речевых нарушений учащихся |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обогащение, закрепление и активизация словаря: |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие обобщающих понятий (классификация предметов). |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словообразовательная работа. |
Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над формированием грамматического строя речи: |
Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание; |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекция на фонетическом уровне: — оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с"-щ"; р-л; р"-л"; г-к-х; с-ц; ч-т"; ч-щ"; ц-ч. |
Коррекция на фонетическом уровне. |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии. |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. |
Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии. |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии: |
Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии. |
По перспективному планированию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика. |
Развитие тонкой моторики. |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекция звукопроизношения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов. |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультативно-методическая деятельность
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов. |
Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация речевой игротеки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний: Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте» |
Ознакомление родителей с резуль-татом диагностики речевого разви-тия детей |
сентяб-рь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи |
Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв-ленных особенностей его речевого развития |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по пропаганде логопедичес-ких знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на роди-тельских собраниях) |
Ознакомление учителей и роди-телей с актуальными проблема-ми коррекционного воспитания ребёнка |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом |
Повышение профессиональной компетентности |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с научной и публицистической ли-тературой |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме-тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. |
Выбор наиболее эффективных пу-тей обучения и восстановления ус-тной и письменной речи детей |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование методической работы на год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление перспективных планов работы с учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполнение речевых карт |
1 раз в четверть |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление конспектов занятий |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполнение журнала учета посещаемости |
Ежедневно |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников «Добрая школа» |
По требованию администрации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана. |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изготовление и приобретение методичес-ких пособий |
Повышение эффективности коррекционной работы |
Систематически |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы. |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять активное участие в районных семинарах и методических советах. |
1 раз в четверть |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пополнять методическими разработками свой сайт. |
Систематически |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приобретение методической литературы |
Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №4 _______ /Стрекалова М.Г./ Приложение __ к приказу_________ Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год. Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР. 1.
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников. 6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Еще на тему |