Школьник взял для исследования сорванный. Игровые задания по биологии. А) имеют внутренние мембраны

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.)

6 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 17 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I .

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


  1. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
    а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».
2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

а) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

а) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

в) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

а) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

а) семенная кожура, б) семядоли,

в) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

а) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II .

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).


  1. Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

  2. Клеточный сок – содержимое живой клетки.

  3. Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

  4. Тополь – семенное растение.

  5. Микроскоп – прибор для изучения растений.

Часть III .

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Календула

Часть IV .

Дайте развернутый ответ на вопрос.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.
Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Часть 1




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ___________________Имя ____________________

Класс__________________________

Школа ________________________

Часть 1 . 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2 . 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.

1 вариант

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

а) составом атомов в) малым содержанием воды

б) клеточным строением г) минеральными веществами

2. К генеративным органам растения относится:

А) цветок в) лист

Б) стебель г) корень.

3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

г) нужно было подкрасить лист красителем

4. Венчик цветка состоит из:

а) цветоложа в) тычинок

б) чашелистиков г) лепестков

5. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

6. Размножение — это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

7. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

8. Белки не участвуют:

а) в переносе кислорода в) в защите организма от инфекций

б) в движении г) в хранении наследственной информации

9. Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

11. К ядерным организмам относятся:

а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы

б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии

12. Рибосомы участвуют:

а) в образовании белков

б) в передаче наследственной информации от родителей потомству

в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ

г) в выработке веществ, служащих источником энергии

13. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:

а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки

б) ядро г) плазматическая мембрана

14. Фотосинтез, осуществляемый растениями, - это процесс:

а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа

б) расходования органических веществ с освобождением энергии

в) поглощения кислорода

г) удаления из растения лишней воды

15. В ядре неполовых клеток мухи 12 хромосом. При мейозе у нее образуется ядро:

а) с 6 хромосомами в) с 24 хромосомами

б) с 12 хромосомами г) с 32 хромосомами

16. Ткань, которая придает опору растению и его органам и клетки которой имеют утолщенные, одревесневшие оболочки, называется:

а) соединительная в) механическая

б) покровная г) проводящая

17. Функции эпителиальной ткани:

а) регуляция процессов жизнедеятельности

б) отложение запаса питательных веществ

в) защита организма от механических повреждений

г) передвижение веществ в организме

18. Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает:

а) опорно- двигательная система в) эндокринная система

б) пищеварительная система г) кровеносная система

19. В процессе дыхания в клетках растений, животных, человека происходит:

а) образование органических веществ из неорганических

б) передвижение веществ

в) расщепление органических веществ с освобождением энергии

г) выделение из организма кислорода

20. Кровеносная система появляется:

а) у плоских червей в) у кольчатых червей

б) у круглых червей г) у моллюсков

21. К системе органов выделения не относится:

а) прямая кишка в) мочевой пузырь

б) почки г) мочеточники

22. Холоднокровные животные:

а) рыбы, птицы, млекопитающие

б) рыбы, птицы, земноводные

в) рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

г) пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

23. Биологически активные вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции

а) нуклеиновые кислоты в) гормоны

б) пищеварительные соки г) ферменты

24. При бесполом размножении:

а) участвуют оба родительских организма

б) образуется одна клетка из половых клеток родителей

в) участвует только один родительский организм

г) образуются как разные, так и похожие друг на друга дочерние особи

25. На стадии гаструлы у лягушки существует:

а) эктодерма в) эктодерма и энтодерма

б) энтодерма г) эктодерма, энтодерма, мезодерма

Часть 2. (за каждое выполненное задание 2 балла)

1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A) поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

2. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных

1. Образовательная А. Растения

2. Проводящая Б. Животные

3. Мышечная

4. Нервная

5. Фотосинтезирующая

6. Механическая

7. Соединительная

Часть 3. (За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Закончите предложения:

1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется _____ .

5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________ .

6. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

7. Дыхательная система насекомых представлена ________ .

8. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

9. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

10. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают, называется _______ .

Ответы:

Часть 1

Вариант 1. Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 1а 2а 3в 4б 5в

6а 7в 8г 9а 10в 6б 7б 8г 9в 10 б

11а 12а 13в 14а 15а 11а 12б 13г 14в 15в

16в 17в 18г 19в 20в 16в 17б 18в 19г 20в

21б 22в 23в 24 в 25в 21а 22г 23в 24б 25а

Часть 2.

1. В Г Д

2. Д Б А В Г

1 2 3 4 5 6 7
А А Б Б А А Б

Часть 3.

1. Зигота

2. Семя

3. Экологическими

4. Эндосперм

5. Спора

6. Рефлексы

7. Трахеями

8. Питание

9. Орган

10. Экосистема

С. В. Столярова, МБОУ "СОШ №2", г. Усолье – Сибирское, Иркутская область

1. Самое крупное водное цветковое растение. Растет в тихих заводях бассейна реки Амазонки. Листья до 2 м диаметром и до 6 м в окружности, с загнутыми вверх краями. Свободно выдерживает груз до 50 кг. Это:

а) лотос
б) вольфия
в) лилия
г) виктория

2. Этот удивительный маленький хищник растет на болотах. На листиках хорошо видны капельки жидкости – это клейкая и едкая жидкость, которая привлекает мелких насекомых. Сядет, например, муха на лист и уже не улетит, так как лист сомкнется вокруг нее. А затем начнется переваривание, – таким образом это растение добывает себе дополнительное органическое питание. Это растение:

а) аир
б) вахта
в) росянка
г) рогоз

3. Говорят, что это растение узнает и слепой. Его ожог весьма чувствителен. На острове Ява и в Индии есть виды этого растения, ожог которых так же опасен, как укус змеи. А у нас из молодых листьев варят щи, делают салат. Это растение:

а) одуванчик
б) крапива
в) зверобой
г) осот

4.Грибы питаются готовыми органическими веществами, так как:

А) в их клетках нет хлорофилла, и не происходит фотосинтез;

Б) Они не имеют корневой системы;

В) Они вступают в симбиоз с корнями деревьев;

Г) грибница расположена в почве.

Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?

А) Размножаются с помощью спор;

Б) Состоят из одной клетки;

Г) не имеют оформленного ядра.

Как доказать, что растение испаряет воду?

А) Обильно полить растение и наблюдать за ним.

Б) Поместить лист растения в колбу и наблюдать за появлением капелек воды на стенках колбы.

В) Нагреть лист растения и наблюдать за ним.

Г) Рассмотреть лист под микроскопом.

7. Плоды этого растения созревают прямо на стволе. Из семян после обработки делают порошок, хорошо нам известный, так как из него готовят вкусный напиток. Это:

а) кофе
б) какао
в) чай
г) имбирь

8. В переводе название этого растения означает «золотое яблоко». В России оно появилось в царствование Екатерины II, но все считали, что его плоды, как и плоды картофеля, ядовиты и есть их нельзя. Употреблять же в пищу их стали лишь в 1850 году. Это:

а) помидор
б) миндаль
в) лимон

г) картофель

9. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:

а) всегда вниз
б) в разные стороны
в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня

г) где есть пространство между комочками земли

10. Какой буквой на рисунке обозначен пыльник?

а) В б) А в) Г г)Б

11. Эти высшие растения способны вызывать заболачивание местности. Отмирая, они образуют торф. Эти растения:



За какой систематической единицей в классификации растений следует семейство?

13. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в :

а) неправильной установке света
б) том, что он не поставил большее увеличение
в) не отрегулировал четкое изображение

г) том, что он не протер предметный столик

14.Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по:

Б) древесине

В) сердцевине

Г) камбию

15. Существование растительной клетки открыл :

а) Роберт Гук
б) Антоний Ван Левенгук
в) Роберт Кох

г) К. Линней

II. Часть.

Выбрать один верный ответ.

Старая клетка растения

А) содержит много крупных вакуолей с ядром в центре клетке

Б) содержит одну крупную вакуоль с ядром в центре клетке

В) содержит одну крупную вакуоль с ядром около клеточной оболочки

Г) содержит много маленьких вакуолей с ядром в центре клетке

Задание 1. Выбрать один правильный ответ

1. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

2. Размножение - это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

3. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

4.Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

5. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, — это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

6. К ядерным организмам относятся:

а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы

б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии

7. Рибосомы участвуют:

а) в образовании белков

б) в передаче наследственной информации от родителей потомству

в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ

г) в выработке веществ, служащих источником энергии

8. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:

а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки

б) ядро г) плазматическая мембрана

9. Фотосинтез, осуществляемый растениями, — это процесс:

а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа

б) расходования органических веществ с освобождением энергии

в) поглощения кислорода

г) удаления из растения лишней воды

Задание 2 . Проанализируйте текст и ответьте на вопросы

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

  1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.
  2. Укажите функцию ядра в растительной клетке.

Задание 3 . Вставьте пропущенные слова.

1) Органоид клетки, способный переваривать пищевые частицы, уничтожать

отслужившие органоиды и даже целые клетки…

2) Поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток…

3) Органоид клетки, связывающий все части клетки между собой, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ…

Задание 4. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

Б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

Г) нужно было подкрасить лист красителем

Задание 5 . Из предложенных букв необходимо составить названия органоида клетки.

асрхтлоопл

Задание 6. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей (дбавг)

Задание 7. В предложенном списке необходимо выбрать названия органоидов.

Подчеркни названия органоидов:

Ядро, вакуоль, хромосомы, цитоплазма, клеточная стенка, хлоропласты

Задание 8 .В предложенном перечне определите основные части клетки. Аргументируйте свой выбор. Укажите все возможные варианты отбора

1. Цитоплазма

2. Наружная клеточная мембрана (оболочка)

3. Ядро

4. Хлорофилл

5. Рибосомы

6. Хромосома

7. Пищеварительная вакуоль

Ключи:

Задание 1

1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-а

Задание 2

  1. В тканях живого растительного организма есть клетки, не содержащие ядер. Как правило, это мертвые клетки, например сосуды древесины.
  2. Ядро в растительной клетке регулирует все процессы жизнедеятельности

Задание 3.

  1. Лизосомы
  2. Фагоцитоз
  3. Эндоплазматическая сеть

Задание 4-в

Задание 5-хлоропласты

Задание 7. Вакуоль, хлоропласты

Задание 8. А) Прокариоты или доядерные организмы. Исключение составляет ядро (3)

Б) Растительная клетка. Исключение составляет пищеварительная вакуоль (7)

В) Животная клетка. Исключение составляет хлорофилл (4)

1

Задание 1

Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля , он не увидел. В чем заключалась его ошибка?


  1. нужно было правильно установить свет

  2. нужно было поставить большее увеличение

  3. нужно было сделать тонкий срез листа

  4. нужно было подкрасить лист красителями
Ответ: 3

Задание 2

При выяснении влияния температуры на про­растание семян вы возьмете для опыта


  1. одно семя фасоли, поместив его в теплое ме­сто

  2. по 5 семян пшеницы и фасоли, поместив их на холод

  3. две группы из 5 семян фасоли и пшеницы каждая, одна из которых будет в тепле, а другая - на холоде

  4. две группы по 50 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая - на холоде
Ответ: 4

Задание 3

Установите правильную последовательность действий любителя комнатного цветоводства при вегетативном размножении традесканции.

A) Накрыть черенки стеклянными банками.

Б) Посадить черенки наклонно в увлажненный песок.

B) Нарезать стеблевые черенки с 3-4 листьями.

Г) При появлении придаточных корней пересадить растения в горшки. Ответ: В, Б, А, Г

Задание 4

Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной - внутренних органов, объясните следующее ги­гиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок , а затем понемногу их увеличивать.

Ответ:


  1. объяснение с использованием знаний о нервной регуляции деятельности организма, например: физические упражнения обеспечиваются согласованной работой соматической нервной системы и вегетативной нервной системы. От головного мозга по волокнам соматической нервной системы импульсы поступают к мышцам. Одновре­менно по волокнам вегетативной нервной системы импульсы устремляются в дыхательную, сердечно­сосудистую и другие системы организма человека;

  2. объяснение с использованием знаний об особенностях регуляции деятельности скелетных мышц и внутренних органов, например: скорость вегетативных реакций всегда ниже, чем соматических, поэтому доставка кислорода и глюкозы к мышцам происходит с задержкой, а значит , мышцы в период нехватки питательных веществ и кислорода не способны совершать большую нагрузку. Следовательно, нужно начинать с малых нагрузок.
Могут быть даны другие объяснения. Объяснения могут быть даны в одном или нескольких предложениях.

Прочитайте текст «Развитие иммунологии» и выполните задания.

РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии - науки об иммунитете - началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило , не болели тяжелым инфекционным заболеванием - натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа - легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в легкой форме. Э.Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено , что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л.Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л.Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

Задание 5

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», заполните в таблице «Исследования ученых» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Исследования ученых


Ответ:

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:


  1. эксперимент;

  2. оспа ИЛИ заболевание оспой ;

  3. что служило вакциной? ИЛИ вакцина.
Задание 6

Используя содержание текста «Развитие иммунологии» и знания курса, приведите способ приготовления вакцины и процедуру вакцинации против натуральной оспы во времена англичанина Э.Дженнера.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) способ приготовления вакцины, например: вскрыть оспенные пузырьки на вымени коровы и собрать их содержимое;

2) процедура вакцинации:

Сделать надрез кожи у человека;

Втирать содержимое пузырьков в области надреза кожи.

Элементы ответа могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.

Задание 7

В лаборатории был проведен следующий опыт. Очень слабым электрическим током раздражали маленькие участки кожи человека (около 1 см 2). В результате чаще всего появлялось ощущение прикосновения или слабого укола, реже - ощущение холода, а еще реже - тепла. Объясните результаты опыта.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Рецепторы кожи избирательны в восприятии внешних раздражений. Одни способны вос­принимать только прикосновение , вторые - боль, третьи - холод и четвертые - тепло.

2) Количество рецепторов на поверхности кожи различно, больше всего тех, которые вос­принимают боль и прикосновение. Меньше всего рецепторов воспринимающих тепло.

Задание 8

К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

1) искривление позвоночника

2) нарушение строения суставов верхних конечностей

3) смещение внутренних органов


  1. нарушение функций костного мозга

  2. изменение химического состава костей

  3. нарушение кровоснабжения органов

Ответ: 1,3,6.

Задание 9

Вставьте в текст «Обмен веществ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе метаболизма. В нем различают_________(А) и пластический обмены. Основой первого является процесс окисления органических веществ и выделение энергии. В результате образуются _____________(Б) и вода. Пластический обмен направлен на синтез новых веществ. Например, синтез белков происходит на__________(В) и протекает с затратой__________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ


  1. митохондрия 5)рибосома

  2. РНК 6) водород

  3. информационный 7) АТФ

  4. энергетический 8) углекислый газ
Ответ:

А

Б

В

Г

4

8

5

7

Задание 10

Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


  1. Холод (пузырь с холодной водой или льдом) на поврежденное бедро.

  2. Давящая повязка и покой.

Список литературы для подготовки к экзамену по биологии

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников , рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/.

Помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:

Список литературы


  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.

  6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

  7. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.

  8. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.

  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с.

  10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. – М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с. (Школьный курс за 100 часов)

  11. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.

  12. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

Перечень учебных пособий для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, имеющих гриф

«Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях


  1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа /Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. – М.: Интеллект-Центр, 2006
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

Пособия, разработанные в 2008-09 гг.


  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.

  2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2009 г.

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.

  2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Интернет-материалы

http://edu.seun.ru/ Портал министерства образования Саратовской области

Http://www.saripkro.ru/ Сайт Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://www.gnpbu.ru/ web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

Http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам : сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы , интересные статьи, методические разработки.

Http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии . Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека" . Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами .

Http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых , спецсловарь.

Http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии" . Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

Http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

Http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).

Http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

Http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.

http://www.trizminsk.org/ В помощь учителю биологии " позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. - биологические эффекты.

http://tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Сссылки на различные биологические сайты!