История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка. Надвратный храм во имя святителя василия великого Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) - один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555-1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви - Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского - освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры - Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.

Первые упоминания о храме святителя Василия Великого в селе Васильевское относятся к XVI веку в связи с его пожалованием великим князем Иваном Васильевичем причту Кремлевского Успенского собора.

Не позднее 1620-х годов в Васильевском усилиями прихожан была построена деревянная клетская церковь. Согласно описанию, в ней находились «образа и книги и все церковное строение мирское». В 1764 году церковные земли, в том числе и само село Васильевское, перешли в собственность государства.

Деревянная церковь в селе дожила до своего 200-летия. В 1836 году ее сменил каменный одноименный трехчастный храм, заложенный в 1810-х годах в память избавления Отечества от французов в 1812 году и по недостатку средств был сооружен в 1836 году.

Перед строительством нового храма старый деревянный был употреблен на обжиг кирпича, а на месте его престола воздвигнут памятный столп. По местным преданиям, кирпич для храма обжигали в печах неподалеку от села. К месту строительства кирпич доставляли не только на лошадях. Женщины приносили его в подолах, чтобы таким образом внести свою лепту в создание храма.

В церковной метрике 1887 года отмечено также, что образцом Васильевской церкви послужил одноименный храм на Тверской-Ямской улице в Москве.

Средства на его строительство нового храма пожертвовали жители села Васильевское, сельца Царевское и деревень Ярыгино, Зельниково, Костромино и Торбеево, составлявших один приход. Новая церковь имела придел во имя святого пророка Божия Илии. Недалеко от церкви на сельском кладбище была установлена деревянная часовня, пришедшая в ветхость к концу XIX века. Причт храма на рубеже XIX-XX веков состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.

В 20-30-е годы ХХ века храм действовал. Его закрыли за два года до смерти Сталина - в 1951 году. По рассказам местных жителей, церковь пытались взорвать и на ее месте построить клуб. Однако стены храма отказались подчиняться «строителям», а машина, посланная за дополнительной взрывчаткой, попала в аварию. Тогда же была разрушена колокольня храма, с главного купола снята главка с крестом, сломана церковная ограда и ворота, а сам храм приспособлен под склад.

В 1991 году здание церкви Василия Великого было возвращено Православной Церкви. Настоятелем храма стал молодой выпускник Московской духовной семинарии священник Сергий Сапун. Батюшка и жители села взялись за восстановление поруганной святыни. В День Святой Троицы была отслужена первая Божественная Литургия.

Постепенно храм стал приобретать прежние черты. С каждым годом хорошеет внутреннее убранство. Восстановлена церковная ограда, сделан новый кирпичный дом причта, закончена внутренняя отделка трапезной части храма, обустроен придел во имя святого пророка Илии. Два года назад заново отстроена колокольня. Над Васильевском вновь можно слышать колокольные перезвоны.

В 2011 году исполнилось ровно 175 лет со времени постройки и освящения каменного храма, а также 20 лет с момента возрождения в нем приходской жизни. Все эти 20 лет настоятелем храма был протоиерей Сергий Сапун. 21 августа 2011 года он отошел ко Господу.

С 2011 по 2017 год послушание настоятеля Васильевского храма нес иерей Сергий Демин.


23 августа 2011 года в Васильевском храме села Васильевское Сергиево-Посадского района состоялось отпевание настоятеля храма протоиерея Сергия Сапуна. Отец Сергий закончил свой земной путь 21 августа на 45-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни.

Протоиерей Сергий Аркадьевич Сапун родился 3 июля 1967 года в селе Супонево Брянского района Брянской области в семье потомственного священника: его отец, оба деда и прадед по 50-60 лет служили Церкви Христовой. После окончания в 1984 году средней школы он проходил послушание пономаря и иподиакона в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. Во время учебы был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского II степени. В 1987 году он вступил в брак. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию.

22 мая 1991 года в Смоленском храме города Ивантеевка Пушкинского района Высокопреосвященнейшим Ювеналием Митрополитом Крутицким и Коломенским диакон Сергий Сапун был рукоположен во пресвитера. А 6 июня 1991 года Указом Владыки Ювеналия молодой священник был назначен настоятелем Васильевского храма села Васильевское, в котором он бессменно служил 20 лет. За свое усердное служение отец Сергий удостоен богослужебных наград: в 2001 году возведен в сан протоирея, в 2007 году был награжден правом ношения палицы. В семье отца Сергия и матушки Елены трое детей.

За годы жертвенных трудов отца Сергия почти полностью восстановлен Васильевский храм,
представлявший в 1991 году руины. В свое время для его восстановления он, не задумываясь, продал собственную квартиру.

Добрый пастырь создал крепкую и дружную приходскую общину. Двадцать лет он был бессменным руководителем духовной жизни своих прихожан, двадцать лет он вместе с ними восстанавливал храм из руин, двадцать лет делил с ними и горе, и радость.

Отец Сергий был очень внимательным к каждому прихожанину. Умел терпеливо выслушать, дать добрый совет, рассудить и разъяснить, как правильно поступать в той или иной ситуации. Он всегда с улыбкой входил в храм и шуткой умел разогнать любую печаль. С его появлением у всех сразу поднималось настроение. Он любил свой приход, который был для него отчим домом. Он был щедр и милостив. И не удивительно, что прихожане любили его как родного отца.

Отец Сергий был хорошим проповедником, наставляя свою паству, что злоба, ненависть и месть еще никого не доводили до добра.

Когда болезнь батюшки обострилась, прихожане стали часто совершать молебны и «едиными усты и единым сердцем» сугубо молились о выздоровлении своего настоятеля. Вот и 21 августа начали молебен о здравии, но его прервала скорбная весть о кончине пастыря.

23 августа в храме собралось много людей: священнослужители, родственники, прихожане и
все, кто знал отца Сергия, чтобы проводить его в последний путь. Божественную Литургию и отпевание по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия возглавил благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников в сослужении двадцати девяти священников. Перед чином отпевания отец Александр в своем слове назвал протоиерея Сергия слугой Божиим, отметив, что он не жалел своей жизни ради служения Господу, он успел сделать много добра, до последнего дня служил Богу и людям и терпеливым перенесением своей болезни явил пример христианского мужества. Благочинный зачитал телеграмму митрополита Ювеналия с выражением глубокого соболезнования в связи с кончиной протоиерея Сергия Сапуна: «От нас ушел добрый пастырь, который полагал душу свою за овец Христова стада. Господь да упокоит Своего раба в селениях праведных».

После отпевания и прощания с отцом Сергием был совершен крестный ход вокруг храма, во время которого священники на плечах несли гроб с телом покойного настоятеля. Протоиерей Сергий Сапун был погребен в ограде храма недалеко от главного алтаря. После погребения состоялась поминальная трапеза.

Жизненный путь отца Сергия был кратким, но полным добрых дел и свершений. Он всецело посвятил его служению Богу и людям. Прихожане искренне скорбят о кончине своего пастыря и верят, что Господь упокоит его душу в селениях праведных.

Подаждь Господи, рабу Твоему, протоиерею Сергию прощение и оставление грехов, и даруй ему вечный покой во Царствии Твоем!

Сайт Сергиево-Посадского Благочиния (spblago.ru)

Древнерусские традиции возведения шатровых деревянных храмов, относящиеся, согласно летописям, к XII веку, воплощены в современном проекте авторства архитектора Васильева – церкви во имя святого Василия Великого.

Строительство и назначение

Расположенное на южной окраине города сооружение, схожее на часовню, естественно вписывается в окружающий ландшафт невысотной застройки дачного массива и относится к инфраструктуре садоводческого центра "Русская деревня". Работы по созданию храма начались в 1996 году и были завершены почти спустя два года, 19 августа 1998-го, освящением в честь Василия Великого по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Считается, что именно этот святитель помогает вырастить и собрать щедрый урожай, покровительствуя владельцам садово-огородных участков. Нахождение церкви возле входа на сельскохозяйственную ярмарку не только увеличивает количество прихожан, но и привлекает, в первую очередь, тружеников земли.

Архитектура

Во внешнем виде бревенчатого храма в северорусском стиле доминирует шатровая звонница с малой луковичной главкой, увенчанной крестом. Искусно выполненное чешуйчатое покрытие купола напоминает старинные аналоги. За колокольней находится алтарное помещение, завершенное вверху большей по диаметру, но на уровень ниже, главой с крестом.

Над входом в церковь благословляет прихожан икона Василия Великого. Престольным праздником учреждено 14 января – день, когда чествуют архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Деятельность храма

Кроме регулярных богослужений на церковнославянском языке, в храме проводятся обучающие мастер-классы, организуются паломнические поездки и работает воскресная школа.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»