Презентация по психологии на тему "стереотипы". Презентация на тему "Гендерные стереотипы." Презентация на тему стереотипы английском

Слайд 2

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Слайд 3

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность.

Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. "Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты". В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.

Слайд 4

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность.

Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с "глубинами бытия".

Слайд 5

Власть - подчинение.

Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, "быть покровителем и вождем", право женщины - "в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя". Проблему господства - подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Слайд 6

Порядок - хаос

Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: "Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка". Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: "Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос". Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины.

Слайд 7

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность.

Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Слайд 8

Сила Я - слабость Я.

Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, "женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине". К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: "Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я".

Слайд 9

Импульсивность, активность - статичность, пассивность.

В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Слайд 10

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм.

Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко "всему бывшему, состоявшемуся", рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: "верность" - "неверность"

Слайд 11

Ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается "смесь" биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что "двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную". Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Слайд 12

Слайд 13

Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Распространенные стереотипы о России!

"Все пьют"


О пристрастии наших людей к зеленому змию, усвоенном не то на генном, не то на культурном уровне, не рассуждает только ленивый. Между тем на самом же деле наше общество постепенно "трезвеет". Главный нарколог страны Евгений Брюн отмечает, что в 2013 году средний уровень потребления алкоголя на душу населения составил 13,5 литра, что на 2,1 литра меньше, чем в предыдущем. А в 2010 году, по данным международных исследований, число регулярно выпивающих россиян уменьшилось на 2 млн по сравнению с 2000-м.

"Все воруют"

Приписываемая Карамзину фраза: "Если бы захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют" не утратила своей актуальности и в XXI веке. Но коррупция и бюджетный распил все-таки не так уж огульны и всеохватны. Социологи НИУ ВШЭ, например, отмечают, что в России рыночная коррупция, основанная на взятках, не растет — ее пик пришелся на 2000-е годы. Теперь все решают неформальные связи или блат. По-научному — сетевая коррупция. Тоже противозаконно, но все-таки более цивилизованно.

"Все хотят уехать"

Многие наши соотечественники в сердцах произносят: "Пора валить!", поэтому создается впечатление, что еще немного и коренное население страны всем скопом отправится за рубеж. Все не совсем так. По данным июльского опроса ВЦИОМа, 85 процентов россиян утверждают, что уезжать из своей страны не хотят. Да и западная статистика отмечает, что эмиграция россиян по таким популярным направлениям, как Германия, Израиль и США, в последние 5-6 лет сокращается. Появляются и новые "возвращенцы".

"Все хотят денег"

Конечно, в рыночной экономике желание заработать — основополагающее. Россияне тоже весьма охочи до денег, и иногда кажется, что заработок для нас — самоцель. Однако в 2012 году только 52 процента россиян (данные опроса ВЦИОМа) признались в том, что хотели бы стать богатыми. А вот создание счастливой семьи и воспитание хороших детей — желание 93 процентов наших соотечественников. Обретение надежных друзей важно для девяти россиян из десяти. Стало быть, деньги, по крайней мере на уровне деклараций,— средство, а не цель.

"Страна разучилась работать"

Многие с грустью вспоминают о славном трудовом советском времени, однако делают это совершенно напрасно. Уж на социалистическую эпоху с ее трудоднями, авралами и приписками оглядываться точно не стоит. По итогам минувшего года рост ВВП страны составил (по предварительным данным) 1,4 процента, рост добавленной стоимости промышленного производства — 0,6 процента. Гордиться вроде бы особо нечем — темпы роста падающие, но люди-то работают. Число официально безработных россиян в 2013 году составляло 4,1 млн человек при 75,5 млн работающих.

"Россия — православная страна"

Периодически из разных уст звучит фраза: 80 процентов населения России — православные. В 2012 году, однако, это утверждение опровергли социологи исследовательской службы, составившие "Атлас религий России" на основе крупномасштабного опроса. Получилось, что всего 41 процент россиян исповедует православие и причисляет себя к РПЦ. И только 5 процентов регулярно посещают церковь, являясь прихожанами конкретной общины. За православными следуют верующие без религии, так называемые "бедные верующие" (25 процентов россиян).

"Регионы бедны, страна разорена"

Некоторые жители столицы (с гордостью) и регионов (с тоской) привыкли думать, что в стране нигде, кроме Москвы, жизни нет. Однако комплексные исследования регионов показывают, что это совсем не так. Составленный специалистами МГУ рейтинг качества жизни регионов (см. "Огонек", N 3, 2014 год) возглавила вовсе не Москва, а Петербург, за которым шли Татарстан, Калининград и Белгородская область. Рейтинг учитывал целый ряд параметров — от безопасности личности до экологии.

"Мы ничего не производим, кроме нефти и газа"

На сегодня нефтегазовые доходы составляют примерно половину доходов бюджета, и спору нет, ТЭК является основой российской экономики. Но нельзя забывать, что Россия экспортирует десятки миллионов тонн минеральных удобрений в год, а доходы от экспорта оружия в 2013 году составили 15,7 млрд долларов. Развиваются металлургия, судостроение, собираются автомобили-иномарки. Из IT-сектора можно упомянуть системы антивирусной защиты и технологии распознавания документов, поставщиками которых на мировой рынок являются российские компании.

"Мы живем по чужим моделям"

Многих россиян не устраивает, что, по их мнению, наша страна слепо копирует западную демократию или опыт восточных деспотий (нужное подчеркнуть). Однако даже при поверхностном взгляде на историю ясно, что любые заимствованные идеи преломляются через нашу культурную самобытность, мутируют так, что на выходе любая попытка копирования превращается в "особый путь".

"Россия вымирает"

В России смертность превышала рождаемость начиная с 1992 года. У многих возникала тревожная мысль о том, что с течением времени страна просто-напросто канет в небытие. Или ее заселят мигранты. Но Росстат подарил надежду: по данным службы, в 2013 году впервые в истории новой России число родившихся превысило число умерших. Естественный прирост составил немногим более 20 тысяч человек, однако прекращение неприятной тенденции — это факт и перспектива выйти из демографического пике все же существует.


2 Определение Термин «стереотип» был введен У. Липманном в 1922 году (книга «Общественное мнение») Стереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.


3 аутостереотипы (1) аутостереотипы (о членах своей группы) – Русские считают себя добрыми, терпеливыми, гостеприимными, ленивыми, дружелюбными, открытыми и т.д. Какие существуют стереотипы? гетеростереотипы (2) гетеростереотипы (о членах чужой группы) – Русские считают немцев аккуратными, пунктуальными, педантичными, трудолюбивыми, экономными и т.д.


4 Свойства стереотипов Сложность / упрощенность – Размер группы – Размер группы (стереотипы по отношению к членам больших групп более сложные); – Количество информации – Количество информации (чем меньше информации, тем проще стереотипы); – Подобие своей и чужой группы – Подобие своей и чужой группы (чем более похожи группы, тем проще стереотипы).


5 Свойства стереотипов Валентность Валентность – эмоционально- оценочная нагруженность стереотипов Согласованность – Согласованность – высокая степень единства представлений среди стереотипизированной группы Устойчивость / ригидность Устойчивость / ригидность – изменение стереотипов возможно только при изменении групповых отношений


Являются ли стереотипы «истинными»? 6 1.Несоответствие стереотипов реальности (У. Липпман) / Доказательство (в состав каждой социальной группы входят настолько разные люди, что описать их одной характеристикой просто невозможно); 2. Соответствие стереотипов реальности / гипотеза «зерна истинности» (в каждом стереотипе присутствует информация, которая соответствует реальности).


7 Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов (стереотипы позволяют упрощать процесс восприятия) Эмоциональное выражение Эмоциональное выражение (стереотипы позволяют продемонстрировать эмоциональное отношение к социальным группам) Определение отношений между группами Определение отношений между группами (демонстрация носителем стереотипов принадлежности к определенной социальной группе / определение границ между группами) Функции стереотипов

Как мы видим мир?

Стереотип (от др.-греч. στερεός - твёрдый, пространственный и τύπος - «отпечаток»). Изначально «стереотип» - метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела , где стереотип - монолитная печатная форма, копия с

типографского набора или клише , используемая для ротационной печати многотиражных изданий.

Установка (аттитюд) определяется как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей различные объекты, явления или идеи.

Важность феномена:

не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве, недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного.

Установки определяют для каждого индивида то что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Установки – основа избирательности и взаимности в коммуникации.

Установки «привносят смысл в мир» (У. Джеймс); разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; являются нашими «методами», с помощью которых мы находим свой путь в жизни

Роль

стереотипов

Автоматическое, стереотипное поведение у людей превалирует, поскольку во многих случаях оно целесообразно, а в других

– просто необходимо.

Экономия

формирование стереотипов это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал.

системы стереотипов могут служить

Разметка мира

обществе. Они представляют собой

ядром нашей личной традиции,

способом защиты нашего положения в

упорядоченную, более или менее

непротиворечивую картину мира. В ней

удобно разместились наши привычки,

вкусы, способности, удовольствия и

надежды. Стереотипная картина мира

не полна, но это картина возможного

мира, к которому мы приспособились.

В этом мире люди и предметы

занимают предназначенные им места и

действуют ожидаемым образом. Мы

чувствуем себя в этом мире как дома,

мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое

изменение стереотипов

воспринимается как атака на основы

мироздания. Это атака на основания

нашего мира, и когда речь идет о

серьезных вещах, то нам на самом

деле не так просто допустить, что

существует какое-то различие между

нашим личным миром и миром

Система стереотипов - не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия.

Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в

обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами,

предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.

Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Хотя стереотип по определению имеет

инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип ; ритуал). Однако термин "С. с." может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально- оценочным компонентом) к той или иной группе, называется "предубеждением" (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд.

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок , конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время

получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации , поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Стереотипы и предрассудки

Cлайд 1

Cлайд 2

Origin The term “stereotype” was taken from the Greek words στερεός (stereos), "firm, solid" and τύπος (typos), "impression ", thus "solid impression". The term comes from the printing trade and was first adopted in 1798 by Firmin Didot to describe a printing plate that duplicated any typography. The duplicate printing plate, or the stereotype, is used for printing instead of the original.

Cлайд 3

The term “stereotype” was taken from the Greek words στερεός (stereos), "firm, solid" and τύπος (typos), "impression ", thus "solid impression". Outside of printing, the first mention of "stereotype" was in 1850, as a noun that meant "image perpetuated without change." However, it was not until 1922. The "stereotype" was first used in the modern psychological sense by American journalist Walter Lippmann in his work ”Public Opinion”. In social psychology, a stereotype is a thought that can be adopted about specific types of persons or certain ways of doing things. These thoughts or beliefs may or may not accurately reflect reality. Origin

Cлайд 4

Age stereotypes In some cultures age is a virtue, while in others it may seem to be a curse. We all find that as we get older, certain things are expected of us. Many older people feel themselves discriminated against in areas such as work, housing and sports. With the average age of populations around the world increasing and health care improving, many countries are finding that the expectations and laws regarding age need to be reconsidered.

Cлайд 5

Ethnic stereotypes An ethnic stereotype is a system of beliefs about typical characteristics of members of a given ethnic group or nationality, their status, society and cultural norms. National stereotypes may be either about their own nationality or about others. Stereotypes about their own nation may aid in maintaining the national identity. Various anti-national phobias and prejudices operate with ethnic stereotypes.

Cлайд 6

Gender stereotypes The age-old battle of the sexes is a major subject under diversity. Equality between the sexes is still relatively new concept in some societies (women did not have the right to vote in the United States until 1920). Stereotyping is a form of prejudice and many people stereotype what is expected of a woman and what is expected of a man.

Cлайд 7

In many countries around the world the dominant culture sets the standards and norms for day-to-day living. People who are not part the dominant culture find themselves stereotyped and victims of prejudice when it comes to jobs, educational opportunities, housing, and so forth.

Cлайд 8

Religious stereotypes Religious stereotyping is the act of discrimination against members of other religions and is commonly based on generalised ideas and appearances of other religious beliefs and practices. It is important to understand that religious stereotypes, as well as many other stereotypes, are misleading and that one cannot judge a person by their religious background.