Анализ стихотворения Мадонна: тема, идея, кому посвящено, художественные средства, кратко по плану (Пушкин А. С.). Анализ стихотворения а В каком жанре написано лирическое произведение мадонна

Стихотворение «Мадонна» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.

Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны. Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.

Тема стихотворения, образы

Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая» , «ангелы» , «обитель» , «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме. Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.

Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.

Сюжет и структура

Условно «Мадонну» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах» , освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.

Несмотря на аскетичный тон стихотворения, в нем присутствуют тропы: эпитеты («божественный спаситель» , «чистейший образец» ), лексический повтор, усиливающий эмоциональность («Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…» ), сравнение («Чтоб на меня с холста, как с облаков…» ).

Форма «Мадонны» - сонет . Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Мадонна"

Стихотворение "Мадонна" написано Пушкиным в 1830 году и посвящено его жене Наталье Гончаровой. 30 июня того же года он посылает письмо своей возлюбленной, где описывает картину Пьетро Перуджио: "...часами простаиваю перед белокурой Мадонной,похожей на вас как две капли воды";

Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. Написано оно в форме сонета. Этим стихотворением Пушкин хотел выразить восхищение этой картиной: В первой части стихотворения он пишет, что свою "обитель" он не хотел бы украшать даже самыми прикрасными творениями "старинных мастеров", далее он рассказывает, что ему приятней видеть одну-единственную картину- Мадонну. Для Пушкина она является воплощением прикрасного, божественного.

Анализ Стихотворения А.С Пушкина «Мадонна»

Лирическое произведение написано ямбом с перекрестной рифмой.

Стихотворение «Мадонна» было написано Пушкиным в 1830 году.

30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н.Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывающейся итальянскому художнику Пьетро Перуджио (между 1445 и 1452-1523): «… часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды», - и шутя прибавлял:».. я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» Описание этой картины и дано в сонете.

Тема сонета – восхищение и любование светлым ликом Мадонны. Не множествам картин старинных мастеров Украсить я всегда желал обитель… Уже в первых строках стихотворения лирический герой дает читателю понять: он не стремится удивить знакомых, не прислушивается к важным суждениям знатоков. В искусстве он покланяется иному. Стихотворение пронизано идеей возвышенной и чистой красоты. Герой воспевает светлые образы великого творца и прекрасной, кроткой Мадонны.

Чувства лирического героя – восхищение и поклонение религии, гармонично сочетающейся с искусством. Одно выражает и подчеркивает другое. В последнем четверостишии – обращение к земной реальной женщине, но очевидно, что для лирического героя она – возвышенный и ясный идеал, исполнившееся желание, ниспосланное творцом. Он обращается к своей Мадонне, и делает заключение:

Чистейшей прелести чистейший образец

Образы, представленные в стихотворении олицетворяют гармонию мира, его красоту:

Кроткие творец и Мадонна- -Она с величием, он с разумом в очах.

И реальная, земная женщина, являющаяся для лирического героем идеалом.

Первые образы одновременно близки и далеки ему, а «Мадонна» реально существующая имеет прямую соотносимость с жизнью героя. В стихотворении используются следующие литературные тропы:

Выразительные эпитеты(ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)

Гипербола: Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Метафора: Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…

Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с облаков…

Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.

Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец…

В поэтической лексике используются археологизмы:

Обитель – 1) то же, что монастырь(устаревшее) 2) место, где кто-нибудь живет, жилище.

Лирическим героем употреблено употреблено во втором значении.

Дивился – удивлялся,средь-среди, взирали-смотрели.

Использование археологизмов делает язык стихотворения более проникновенным, глубинным.

В произведении используются такие части речи, как существительные, прилагательные, глаголы: Она с величием, он с разумом в очах – Взирали кроткие.

Стихотворный размер – амфибрахий.

Рифма мужская и женская(Не множеством картин…)

Стихотворение «Мадонна» является сонетом, так как оно написано в 14 строк и состоит из двух четверостиший и двух трехстиший.

Жанр – элегия, поскольку лирическое стихотворение, выражающее чувства героя, проникнуто возвышенным поклонением, светлыми образами.

Читая стихотворение, испытываешь много чувств, и первое из них, которое следует отметить – восхищение красотой искусства. Кроткий лик Мадонны становится источником вдохновения для лирического героя, в его сознании возвышенность религии и мастерство художника, написавшего картину, являются прообразом и постоянным напоминанием о земной женщине, ставшей для лирического героя символом совершенства.

Безоговорочно отвергая «важные сужденья знатоков», герой Пушкина провозглашает свою единственно верную истину.

Она заключается в том, что красота – это четкость линий, простота и ясность форм, это чувства внутренней гармонии и покоя, охватывающие человека, который смотрит на великое произведение искусства. Исполненный восхищения, восторга, преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ любимой им женщины.

Один из шедевров любовной лирики — стихотворение Пушкина «Мадонна», созданное уже зрелым поэтом. В нём нет выражения бурных страстей, оно проникнуто сознанием бесценного дара любви, который ниспослал поэту Творец. Оно воплощение гармонии любящего человека с миром и небом.

— На какой лад настраивает уже само название стихотворения? Какие ассоциации вызывает?

Название «Мадонна» настраивает на возвышенный лад, потому что Мадонна ассоциируется с Девой Марией, Матерью Христа, перед которой всё человечество в благоговении склоняет колени.

— Какое настроение передаёт стихотворение?

Торжественное, светлое, потому что в нём звучит благодарность Творцу, исполнившему заветное желание героя, подарившего ему встречу с красотой и совершенством.

Обратим внимание на такую деталь: обращение «Мадонна» к Деве Марии принято в основном в западной традиции; в русской используются слова «Богородица», «Богоматерь».

Пушкин же употребил слово «Мадонна» в сочетании с чисто русским «Пречистая». Как вы думаете, почему? Почему он слил воедино две традиции?

Чтобы ответить на эти вопросы, взглянем ещё раз на западные изображения Мадонн и сравним их с иконописными ликами Богородицы.

— В чём разница между изображениями Мадонн и ликами Богородицы?

Мадонну мы видим на картинах, Богоматерь — на иконах. Образы Мадонн писались с реальных женщин, и потому они так не похожи друг на друга у разных художников. Лик же Богородицы создавался по определённым канонам, которые строго соблюдались и бережно передавались иконописцами из века в век. Поэтому земную женщину нельзя назвать Пречистой, но, называя её Мадонной, можно обожествить. Можно увидеть «тихую и светлую благодать» в реальной женщине.

— Какой ещё образ стихотворения подготавливает слияние земного и небесного?

Образ Творца, который «ниспослал» поэту Мадонну. Земное и небесное часто соседствуют в поэзии Пушкина, особенно если речь идёт о любви.

Это божественное стихотворение А.С. Пушкин написал в преддверии своего бракосочетания. Он писал своей ненаглядной Наталье Гончаровой о том, что перед ним находится картина с изображением прекрасной женщины. Эта дама была очень похожа на Гончарову, и поэт говорил о том, что мог часами смотреть на эту картину. Он любовался красотой изображенной женщины и считал, что именно такой должна быть идеальная женщина. Пушкин использовал даже такое слово как «пречистая». Вот такой должна быть женщина и такой была Наталья Гончарова.

С первых же строк ощущается религиозная атмосфера. Поэт использовал слова, характерные для церкви. Получается, что он, таким образом, хотел показать, как он относится к своей возлюбленной, которую он считал идеалом. Он радовался и был благодарен Богу за то, что тот ниспослал ему такое счастье в лице любимой женщины. Для Пушкина смотреть на возлюбленную воспринималось как настоящее благо, высшая ценность. Мне кажется, что всем женщинам хотелось бы к себе такого отношения, чтобы их принимали, чуть ли ни за святыню.

Произведение написано в форме сонета. Оно состоит из четырех строф, двух четверостиший и трехстиший. Пушкин с помощью сонета выразил свое искреннее чувство, испытываемое по отношению к Наталье Гончаровой. Здесь мало эпитетов и метафор, но это ничуть не портит общую картину. Размер творения - шестистопный ямб. На мой взгляд «Мадонна» - это самое яркое произведение из любовной лирики Александра Сергеевича.

Необычное по жанру произведение было создано «опальным» поэтом Александром Пушкиным. Его даже невозможно назвать стихотворение, хотя оно имеет и ритм, и рифму, и размер. Но даже стихотворные тексты имеют свои жанры, поэтому пушкинское произведение с таким прекрасным названием, как «Мадонна» можно отнести к сонету.

Из истории создания пушкинского стихотворения известно, что он не просто так написал его, а оно было создано под воздействием сильнейших чувств. Во время написания стихотворение он был влюблен в прекраснейшую девушку, чистейшее создание - Наталью Гончарову. В то время его возлюбленная считалось самой красивой и прелестной девушкой во всей столице. Но молодой и страстный поэт не только восхищался ею, но для него она стала идеальной женщиной, которая была прекрасна не только внешне, но и духовно. Он нашел в ней родство душ, и это заставило его еще больше любить милое создание - Наталью Николаевну.

Из биографии «опального» поэта известно, что Наталья Гончарова стала его женой, и это радостное и торжественное событие произошло в 1830 году. Пока шло венчание, да и после него Александр был не только счастлив, ходил радостным, но и постоянно находился в восторженном состоянии. Думая о том, как счастлива будет их совместная жизнь с красавицей – женой, он совсем перестал думать о том, что раньше его так сильно заботило и тревожило. В своих письмах к друзьям он делится о том, что наконец-то сбудется его давняя мечта. Ведь, как утверждал сам поэт, всю свою жизнь он мечтал найти женщину, с которой он был бы счастлив, и эта семейная жизнь ему будет нравиться и ему он будет счастлив. В его представлении семейная жизнь - это слияние душ двух людей, которые всю свою жизнь проведут в любви и гармонии. И вот теперь он нашел ту женщину, с которой он действительно будет счастлив.

Но в тот момент, когда Пушкин уже практически счастлив, он не может до конца его почувствовать, так как между ним и его возлюбленной расстояния, которые их как раз и разделяют. В своих мечтах он уже находится рядом с Натальей Гончаровой, и вот однажды он случайно увидел прекрасную картину. Автором этого полотна с невероятно прелестной девушкой стал Пьетро Перуджио. Итальянский художник изобразил Мадонну, прекрасную и прелестную. Она безмятежно сидела и ее великолепный внешний вид, прелестные белокурые волосы напомнили поэту о его невесте.

Александр Пушкин настолько сильно был поражен этим сходством, что в тот же день пишет письмо Наталье Николаевне, где рассказывает о том, какую картину он увидел, и что часами он может любоваться прелестным образом девушки, который очень похож на его возлюбленную. И в такие минуты он забывает о расставании и расстояниях, в своих мечтах он переноситься к ней, и тогда он по-настоящему счастлив.

И эта картина итальянского художника настолько сильно вдохновила художника, что поэт свое стихотворение, которое оказывается не только откровенным, романтичным, но и прекрасным. Ведь стоит только читаться в эти строки! Уже прямо с первых пушкинских строф перед вдумчивым читателем открывается весь внутренний мир поэта, а его первые слова сразу же указывают на всю серьезность его намерений. Теперь он желал видеть перед собой каждый день и каждую минуту лишь только эту картину, где ему так живо представлялась и виделась его прекрасная возлюбленная. Его избранница - это основной смысл всей его новой жизни, счастливой и долгой. И Александр Пушкин теперь меняет свою роль в этой жизни, он видит свое предназначение в том, чего он желает больше на свете - счастливую и крепкую семью, и любимую женщину рядом, чтобы она всегда была рядом с ним.

Лирические герои пушкинского стихотворения – сонета у поэта предстают в необычном для его лирики свете. Они все положительные и счастливые. Прежде всего, это сама его Мадонна, которая сочетает в себе такие качества, как величие, красоту и кротость. Его образ Мадонны - это невеста, которой и посвящено все стихотворение. И в тексте своем поэт, что у Мадонны, главной героине, есть избранник. Он рисует его с разумом в глазах, мудрым, решительным и серьезным. Тем самым, он старается его раз подчеркнуть, что его решение жениться на прекрасной Гончаровой правильное и обдуманное, и он в это уверен. Наконец-то исполнилось его желание, и сам Творец дал ему такую спутницу по жизни, о которой он всегда мечтал. И с такой женщиной он готов провести всю свою жизнь.

Пушкинское стихотворение не только красиво по звучанию, но еще и очень светлое. Но вот как дальше сложиться судьба поэта из сюжета неясно. Но читатель знает, что уже после нескольких счастливых месяцев в браке в семье Пушкиных состоится конфликт, где поэт почувствует себя несчастным и разочарованным. И это потом найдет отражение в его других стихотворных произведениях. А пока он еще счастлив и радостен, он живет в ожидании предстоящей встречи.